Новая Ладога, Николо-Медведский монастырь

Вероятно, не позднее ХVв. в устье Волхова, на его левом берегу, был создан Николо-Медведский монастырь, предшественник Новой Ладоги. Урочище Медведково указывается в договорных грамотах новгородцев с готландцами в ХIII в. как крайний пункт новгородских владений. В документах ХУI и ХУII вв. Медведская обитель свят. Николая Чудотворца упоминается довольно часто, начинал с окладной книги Вотской пятины за 1499—1500 гг. ХУI в. был периодом ее расцвета и строительства каменного собора, напоминающего новгородские храмы. В то время монастырь получал ругу (жалованье духовенству) деньгами, салом, носком и медом на игумена и 30 монахов. Расположенный на полуострове Медведец, монастырь служил местом отдыха для путешественников из Скандинавии в Константинополь, к Онежскому и Белому озерам; ориентиром для купцов, шедших по Волхову и бурному Ладожскому озеру. Не случайно посвящение Медведского монастыря свят. Николаю Чудотворцу — покровителю плавающих и путешествующих. 
В 1582—1583 гг. обитель сильно пострадала при разбойном нападении шведов. В 1584 г. царь Федор Иоаннович возобновил жалованную грамоту Нвколо-Медведскому монастырю, так как выданную Иваном Грозным грамоту отобрали «немецкие люди». В ней упоминается интересный факт. Игумен с братией «били челом <...> что у них под монастырем гости проезжие ставятся и огни кладут близко келий и им от этого нужда великая». В ответ на это «пожаловали гостям проезжим близко монастыря не ставиться, а ставиться подале монастыря». 
В январе 1611 г. к Медведскому монастырю был послан отряд служилых людей-новгородцев во главе с князем Григорием Константиновичем Волконским, представлявшим в то время правительство Семибоярщины. 15 января 1611 г. к обители двинулся из Ладоги, осажденной войсками Салтыкова, отряд во главе с младшим братом Делавилля Жаком, но был разгромлен. Жестоко разорил монастырь в 1612 г., вовремя шведского владычества, полковник Рекинбергер. Он посадил в тюрьму и подверг пыткам игумена Феодорита с монастырскими служителями, все припасы захватил и свез в Ладогу. После Столбовского мира здесь находилась одна из семи приграничных застав.

Самые ранние сведения о монастырскмх постройках относятся к 1628 г. Судя по описи, в обители имелись: каменная Никольская церковь с папертью, Иоанно-Богословская церковь с каменной трапезной, деревянные кельи и ограда. Игуменом в то время был о. Нифонт, а крестьян монастырю принадлежала 41 душа. Медведский монастырь упоминается в книге голштинского посла Адама Олеария. Во время его путешествия в 1633 г. некий монах вышел ему навстречу и вынес хлеб и вяленую семгу. Вероятно, к середине ХVII в. монастырь пришел в упадок, число насельников сократилось, а в 1653 г. он был приписан к Савнино-Стороженскому монастырю (с тех пор в этом краю стал почитаться преп. Савва Сторожевский, собеседник преп. Сергия Радонежского). Николо-Медведский монастырь просуществовал до 1704 г. и был упразднен Петром 1, братию перевели в Иоанновский монастырь в Старой Ладоге. Земли Медведской обители в 1710 г. отдали князю А. Д. Меншикову, но в 1726 г. возвратили Савнино-Сторожевскому монастырю.

Никольскийсобор представляет собой простую плитную постройку, сохранившую, несмотря на позднейшие ремонты («починки») и переделки, черты, свойственные древнерусскому культовому зодчеству. Можно предположить, что описываемый собор был возведен новгородскими мастерами в XV—XVI вв., а типично московское крыльцо со всходом пристроено в XVII столетии. Традиционная схема положена в основание собора — четырехугольник с одним апсидным выступом с востока. Высота белокаменного здания составляет 21 м, ширина вместе с пристроенным в 1711 г. с севера приделом 20 м. В древности стены собора не были гладко оштукатурены, а представляли собой живописную неровную поверхность, обмазанную глиной и будто вылепленную народным скульптором. Суровую их простоту подчеркивали узкие бойницеобразные окна-щели, расширенные позднее. Внешний облик Никольского собора был сильно искажен в 1812 г., когда изящное позакомарное покрытие с полукружиями было заменено грубым четырехскатным, устроен приделу западного фасада и растесаны окна, ведущие в подвал-подклет. Тогда же в просторном интерьере, разделенном оштукатуренными столбами, был установлен резной трехъярусный иконостас. Несмотря на то, что многочисленные витые колонки, виноградные лозы и пальметки несколько перегружают иконостас, они являются образцом мастерства резчиков по дереву.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: