Наиболее существенным межфункциональным барьером в формировании стратегии фирмы выступают барьеры между сферами НИОКР и маркетинга, этих барьеров существует три вида [41, 45]:
· синтез теории коллективных действий в процессе стратегических решений;
· представление результатов исследования моделей мышления на различных стадиях разработки проекта;
· оценка ключевых представлений менеджеров и работников сферы НИОКР.
Обязанности менеджера – объединять и оценивать информацию об окружении и затем рационально использовать ее в структурированных маркетинговых действиях для выработки требуемых маркетинговых характеристик в соответствии с целями организации.
Подразделения маркетинга и НИОКР пользуются разными языками, имеют различия в мире мышления. Менеджеры маркетинга концентрируются на потребителях, конкурентах, рыночных возможностях, размерах рынка и выручки. Менеджеры НИОКР обладают техническим мышлением и видят инновации как средства организационного успеха и профессионального роста. В процессе полемики по главным стратегическим изменениям, эти различные мысленные миры порождают конфликты и усиление контроля процесса стратегических изменений.
|
|
НИОКР должны артикулировать технологические возможности, а маркетинг – возможности в сфере рыночных благоприятных обстоятельств и конкурентных реалий. Сотрудничество рождает новую более совершенную конкуренцию: как технология может прибыльно обслуживать потребителей и усиливать конкурентные преимущества. Техническое знание, соединенное с пониманием нужд потребителя, критично для планирования. Фирмы нуждаются в реализации многолетнего планирования и бюджетирования семейств продуктов.
Стратегическое решение – продукт компромисса различных функциональных групп. Мышление менеджеров по отношению к стратегическим решениям определяется их позицией в организационной структуре. Элементы такой структуры отражают формальную структуру (функции, отделы, иерархический уровень) и социальную архитектуру отношений среди участников решений (коммуникационные подгруппы). Основа инновационной организации – способность гармонизировать технологию с ясным представлением о сегодняшнем потребителе и его будущих нуждах [45].
Создание организационной структуры требует создания конкретных подразделений в этой структуре и определения их функциональных назначений. Определяются функциональные цели и направления деятельности, менеджеров и сотрудников функциональных подразделений, а также и межфункциональные барьеры [5, 8, 9].
· Исполнительское руководство. Фундаментальной задачей лидеров является разработка стратегического плана, который члены организации должны жестко идентифицировать. Широко определенная стратегическая инициатива может реализоваться, уточняться и конкретизироваться.
|
|
· Формирование команды. Ядро команды НИОКР свободно в выборе технологических ходов. Но развитию выбора должен сопутствовать существенный и сжатый во времени процесс в остальной организации.
· Границы управления при стратегическом выборе. Высшие менеджеры должны:
ü идентифицировать и оценивать восприятие участниками работ предлагаемых изменений;
ü защитить информацию о проекте на ранних стадиях процесса;
ü осознать уникальность целей, ориентации, функции и приоритеты каждого отдела.
Разработка и внедрение стратегических изменений включает рост рабочей сети участников. Команда высшего менеджмента использует политические и административные рычаги на ранних стадиях. Старшие исполнители проясняют цели проекта и создают стратегический план, в котором выражена роль НИОКР и маркетинга. Межфункциональные конфликты разрешаются путем, обучения персонала организации и создания четкой сущности проекта. Учет групповых интересов при разработке НИОКР особо важен при принятии стратегических концептуальных решений.
Выводы
Управление инновационными преобразованиями связано с реализацией инновационной стратегии и перепроектированием деловых процессов по планам в форме инновационной программы. Для достижения поставленных целей необходимо иметь объективную оценку инновационного потенциала организации, на который влияют факторы внутренней и внешней среды, инновационный климат.