Инновационный процесс – сложное комплексное организационное мероприятие с информационно насыщенными этапами принятия самых разнородных решений. Кроме маркетингового подхода к НИОКР существуют и другие. Источник инноваций и роста – создание технологической компетенции, и ее непрерывного развития [38]. Наука и база знаний, совокупность продуктов и рынков могут меняться совершенно радикально, но производственные и технологические системы фирм более стабильны, обеспечивая институциональную непрерывность фирм (рис. 4.1):
1. Существующая технологическая компетентность и производственная инфраструктура безусловно налагают отпечаток на результаты НИОКР.
2. Исследование стабильности патентного потока крупнейших в мире фирм не справедливо, так как именно эти фирмы – «локомотивы развития» и создатели рынков.
3. Стабильность технологического развития крупнейших фирм определяет их передовую роль в НИОКР и маркетинговую обоснованность избранных ими технических решений.
Рис. 4.1. Маркетинговый подход, окружающая среда, инновации
и организационное поведение
Процесс НИОКР состоит из этапов, представленных на рис. 4.2.