Главная цель отношений с потребителями - построение объема продаж. При этом важна поддержка пробы товара, его первичной и вторичной закупки. Неосведомленный или не привлеченный покупатель не сделает первой покупки или пробы товара. Удовлетворенный потребитель может сделать повторную закупку, а недовольный - может не сделать. Поэтому отношения с потребителями имеют следующие цели:
1. Привлечение новых потребителей. Каждый бизнес, особенно в динамичных отраслях, должен постоянно работать над созданием новых покупателей путем их информирования и убеждения в достоинствах своих продуктов. Во многих отраслях цены и качество конкурирующих продуктов аналогичны. Выбирая среди марок, покупатель может основывать свое решение на своем впечатлении о компании, на том, как с ним обращаются.
2. Удержание старых потребителей. Значительная часть продаж компаний совершается для уже состоявшихся покупателей. Отношения с потребителями должны обеспечить удовлетворенность этих покупателей ценой определенных усилий.
|
|
3. Маркетинг новых предметов или услуг. Методы отношений с потребителями могут влиять на продажи новых продуктов. В развитых странах тысячи новых продуктов затопляют рынок, и потребитель теряется в обширной информации о них.
4. Проверка ведения рекламаций. Рекламаций не имеет очень мало компаний. Потребители протестуют, когда приборы не работают, когда совершаются ошибки в оформлении счетов, или доставка не делается во время. Многие крупные фирмы установили процедуры учета, анализа рекламаций и ответа на них. Часто сотрудник, принимающий претензии, может спасти отношения с потребителем быстрым и удовлетворительным ответом на претензии. Кроме того, анализ рекламаций для совершенствования продукта/услуги позволяет компании усилить свою конкурентную позицию на рынке.
5. Сокращение затрат. Обучение потребителя правилам выбора и использования товаров позволяет продавцу экономить время и деньги на возвращенных товарах и разборе претензий.
В маркетинге поведение потребителей - деятельность, которая направлена на потребление и распоряжение товарами и услугами, включая предшествующие этим действиям процессы принятия решений. Главная фигура в любом бизнесе - покупатель. Поэтому исследование поведения потребителей набирает все большие обороты и интересует в первую очередь тех, кто хочет его изменить. На выбор покупателя влияет множество факторов не только привычные надежность и цена, но в последнее время качество обслуживания, доступность покупки, удобство, дополнительные выгоды, акции, подарки, скидки и проч.
|
|
Сейчас более распространенным подходом к изучению поведения потребителей в рыночной экономике является логический позитивизм. Суть его заключается в том, чтобы
· понять и предсказать покупателя;
· выявить причинно-следственные связи, управляющие его убеждениями.
На покупательское поведение потребителей оказывают влияние многие факторы:
· культура;
· субкультура;
· общественные классы;
· роли и статусы;
· тип личности;
· психологические факторы.
Наибольшее влияние на особенности поведения потребителей оказывают именно психологические факторы. Кроме того, важно определить основные типы покупателей в зависимости от факторов: готовность потратить время на поиск и выбор товара; рутинная покупка.
Анализ поведения потребителей показал, достаточно большую подверженность влиянию со стороны, следовательно, процесс покупки можно изменить в выгодную сторону. Основная цель продавца - доказать клиенту необходимость товара. На этой основе создается мотивация поведения потребителей. Покупатель понимает, что этот товар ему необходим, следовательно нужно его приобрести.
Теория поведения потребителя строится на принципах:
· спрос зависит от уровня доходов;
· клиент стремится получить максимальную пользу;
· у среднего покупателя есть система предпочтений;
· на спрос влияет наличие или отсутствие альтернативных товаров.
Из этого выводятся основные принципы рационального поведения потребителей:
· зависимость от дохода;
· рациональность;
· системность предпочтений;
· суверенность.