Счета и двойная запись

Знание правил ведения бухгалтерских счетов является важнейшим в практической работе бухгалтера.

Для текущего учета и контроля за хозяйственными операциями в организации используется система счетов бухгалтерского учета.

Счет – это способ экономической группировки, при котором в денежной оценке систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях.

Счет – это накопитель информации, которая затем обобщается и используется для составления различных сводных показателей и отчетности.

Счет – основная единица хранения информации в бухгалтерском учете. На основе счетов составляется самая важная форма отчетности – бухгалтерский баланс.

Таким образом, счет – это специфический метод системного отражения влияния хозяйственной операции на состояние объекта учета.

Названия счетов и их коды определяются Планом счетов.

Счета открываются для учета движения каждого вида имущества, капитала, финансовых обязательств.

На каждом счете отражаются по характеру экономически однородные операции.

Именно понимание того, что учитываемые объекты необходимо группировать по принципу однородности, и легло в основу при создании системы бухгалтерских счетов.

Все однородные виды хозяйственных средств и их источников должны показываться на тех бухгалтерских счетах, наименование которых соответствует характеру учитываемых средств или их источников.

В частности, на счете 01 «Основные средства» отражаются только те однородные по характеру экономические операции, которые рекомендованы в комментарии к данному счету, приведенные в Инструкции по применению Плана счетов.

Записи по счетам должны осуществляться в хронологическом порядке, то есть последовательно в порядке дат (по первичным документам) совершения хозяйственных операций.

Учетные записи по счетам ведут в денежном измерении, какие бы большие или маленькие суммы ни приходилось записывать.

На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет.

По внешнему виду счет можно представить в виде таблицы, состоящей из двух частей.

Левая часть (сторона) счета называется дебетом (от латинского «debet» – должен) – обычно пишется сокращенно: Д–т или Д.

Правая часть (сторона) счета называется кредитом (от латинского «credit» – верить) – обычно пишется сокращенно: К–т или К.

В слове «кредит» ударение ставится на первом слоге в отличие от банковского кредита.

Следовательно, «дебет» и «кредит» являются просто бухгалтерскими терминами для условного обозначения левой и правой частей (сторон) счета.

Такое название сторон счета сложилось исторически на той стадии развития, когда основным содержанием бухгалтерского учета было отражение расчетных и кредитных взаимоотношений между поставщиком и должником, между купцом и банкиром. В настоящее время эти термины потеряли свое буквальное значение.

Записываемые на счете хозяйственные операции вызывают уменьшение или увеличение данной группы средств (или их источников), для которой открыт счет.

Каждая сторона счета предназначена для раздельного отражения увеличения или уменьшения сумм.

Суммы, записанные на левой стороне счета, называются дебетовыми, а на правой – кредитовыми.

«Дебетовать» означает сделать запись на левой стороне счета, а «кредитовать» – сделать запись на правой стороне счета.

Наличие двух сторон у счета обусловлено необходимостью раздельного учета увеличений и уменьшений, а также удобством записей по счету.

По одной стороне записывается увеличение, а по другой стороне – уменьшение остатка средств на счете в результате совершения хозяйственных операций.

Таким образом, схематически счет принято изображать в виде модели, состоящей из трех элементов: номера и названия, левой стороны (дебет) и правой стороны (кредит):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: