Квалификационной работы

График написания и оформления выпускной квалификационной работы составляется в зависимости от выбранного студентом и согласованного с научным руководителем метода написания работы и может быть последовательным, выборочным или целостным.

Последовательное изложение материала при хорошей подготовке студента позволяет практически сразу создать логически стройный текст, но требует сравнительно много времени, так как пока автор не закончил очередную составную часть работы, он не может переходить к следующей.

Выборочное изложение предполагает обработку материала в любой удобной для автора последовательности, что позволяет экономить время, но может привести к потере логики изложения.

При целостном методе вначале осуществляется написание составных частей работы с раскрытием сути рассматриваемых проблем. Написав таким образом работу и ознакомив с ней научного руководителя, можно возвращаться к уточнению каждой составной части работы и всей работы в целом. Целостный прием требует меньше времени на подготовку окончательного варианта, чем при последовательном методе.

В зависимости от индивидуальных особенностей, по согласованию с научным руководителем, студент может выбрать любой метод написания работы. Практика написания работ показывает, что наиболее предпочтительным является целостный метод.

Необходимо начинать писать работу с того, что знаете, и продолжать тщательно делать то, что логически вытекает из известного, и лишь затем переходить к недостающему, неизвестному. Следует быть готовым к неоднократному редактированию фрагментов текста. Трудно излагать свою мысль, одновременно изобретая для нее наилучшую словесную форму. Создание грамматически стройного текста целесообразней делать путем его редактирования в несколько приемов. Поэтому процесс написания и переписывания является ключевым.

Написанию работы следует придать определенную последовательность. Наиболее распространенная последовательность написания и редактирования глав и разделов работы такова. Первоначально подготавливаются: введение, первая глава и приложения к ней; вторая глава и приложения к ней; третья глава и приложения к ней; заключение. После этого редактируется основная часть работы - главы и приложения к ним. Затем дорабатываются содержание, введение и заключение. В последующем окончательно формируется список использованных источников, перечень принятых сокращений (при необходимости), перечень принятых терминов (при необходимости), содержание, титульный лист. По завершении окончательно редактируются введение и заключение.

Первый вариант работы следует писать в максимально короткое время. Это связано с тем, что, во-первых, написание работы в короткий промежуток времени позволит избежать противоречий и повторений (человек удивительно быстро забывает даже то, что написал сам); во-вторых, процесс возврата к тому, на чем автор остановился в прошлый раз, очень длителен и составляет по опыту от 5 до 30 минут; в-третьих, написание работы в течение длительного времени приводит к высокому эмоциональному напряжению и работа начинает уже «давить» на автора, что способствует снижению работоспособности и появлению чувства отвращения к сочинительству.

Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности. Введение в выпускной квалификационной работе должно быть по объему 3-5 страниц. Во введении следует раскрыть актуальность темы, определить цель и основные задачи работы, сформулировать научную новизну и практическую значимость работы, определить объект и предмет, структуру, хронологические рамки, информационную базу исследования, указать направления реализации полученных в работе выводов и предложений.

Остановимся более подробно на каждом из перечисленных элементов введения.

Недовольство существующим положением дел выступает основным стимулом творчества. Содержание этого стимула раскрывается при освещении актуальности темы. Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности этой темы в других трудах, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

После доказательства актуальности выбранной темы целесообразно перейти к формулировке цели работы. Цель работы должна заключаться в решении проблемы путем ее анализа и нахождении новых закономерностей между исследуемыми явлениями. Правильная постановка цели - процесс не менее важный, чем формулирование выводов.

Исходя из развития цели работы, определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь.., сделать прогноз... и т.п.). Формулировки задач необходимо делать тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов глав выпускной квалификационной работы. Это важно также и потому, что заголовки разделов довольно часто рождаются из формулировок задач работы. В последующем, при написании заключения целесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и выполнение задач работы.

Научная новизна работы характеризует вклад в развитии теории исследуемой проблемы. Научная новизна обычно заключается в уточнении отдельных понятий, составных частей коммерческих или экономических процессов.

Научная новизна неразрывно связана с практической значимостью работы. Практическая значимость должна заключаться в выработке конкретных мероприятий, которые следует провести экономическим субъектам для повышения эффективности своей деятельности.

Объект изучения - это явление, процесс, система и др.. на которое направлена исследовательская деятельность субъекта.

Предмет изучения - это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта.

Указание в работе объекта изучения является обязательным. Предмет изучения раскрывается только в том случае, когда необходимо, исходя из характера выбранного объекта, детализировать, что же конкретно будет исследоваться.

Важным элементом Введения являются направления реализации полученных выводов и предложений. Полученные автором результаты могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов, в практике деятельности экономических субъектов (что подтверждается соответствующими актами). Такой составной частью введения отличаются далеко не все работы, однако наличие направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую теоретическую и практическую значимость.

В конце введения желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать краткий перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

При работе над введением нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два-три раза и от первоначальных формулировок может мало что остаться. Это связано с важностью данной части работы (введение, также как и заключение, прочитают все, кто будут оценивать работу), а также с тем, что процесс написания носит творческий характер, и на первоначальном этапе еще не до конца представляется будущая работа в целом.

Написание выпускной квалификационной работы предусматривает проведение комплексного исследования деятельности предприятия (организации), основанной на российской модели рыночной экономики и дальней­шем развитии рыночных отношений. Для написания отдельных глав, разделов и подразделов используется подготовленный на этапе подбора литературы развернутый план.

Содержание основной части (т.е. содержание глав) должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Любая выпускная квалификационная работа - это не сумма ее составных частей. Можно написать великолепные три отдельные главы, которые любой выпускник посчитал бы за честь назвать своим трудом. Однако еще не факт, что эти три главы составят удовлетворительную выпускную квалификационную работу: важна логическая связь материала работы от ее первого предложения до последнего.

Логически построенная работа не содержит текста, который может быть изъят из нее без нарушения стройности. Отдельные мысли автор высказывает в предложениях. Предложения, имеющие единую тему, объединяют в абзацы. При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальной части абзаца. При этом формулировка первого предложения должна даваться гак, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

В конце каждой главы (при необходимости и каждого раздела главы) следует формулировать выводы (1-2 абзаца) по существу изложенного материала. Вывод должен логически завершать проведенные рассуждения. Обычно выводы начинаются оборотом «таким образом,...» или «итак...», затем формулируется содержание самих выводов. Выводы должны быть краткими, конкретными и непосредственно вытекать из изложенного материала.

В процессе работы целесообразно проверять верность получаемых результатов путем выступлений на семинарских занятиях и конференциях, обсуждения формулируемых предложений с практическими работниками. Используйте любую возможность доложить свою работу или ее фрагменты аудитории. Это даст опыт публичных выступлений, необходимый для защиты работы.

Написание каждой главы работы имеет свои особенности. Рассмотрим специфику подготовки основной части работы, состоящей из трех глав.

Первая глава, как правило, посвящается рассмотрению теоретических аспектов исследуемой проблемы и служит основой для дальнейшего изложения материала. В этой главе обычно рассматриваются сущность, содержание, организация исследуемого процесса, его составные элементы.

Излагая вопросы теории, следует помнить, что эта часть работы не самоцель, а средство для создания теоретической базы для рассмотрения практических вопросов исследуемой проблемы. В первой главе целесообразно отвести отдельное место истории развития предмета изучения, динамике использования, анализу зарубежного опыта организации коммерческих процессов. Следует особо выделить достижения и нерешенные проблемы. Полученные выводы должны раскрыть научную новизну работы, которая формулируется во введении. В первой главе необходимо обосновать методические подходы и показатели, с помощью которых будет осуществляться анализ экономической деятельности.

Вторая глава строится на практическом материале. Началом ее должна стать характеристика объекта исследования с места прохождения преддипломной практики по следующим параметрам:

1.Создание и развитие объекта.

2.Характеристика организационной формы и структуры управления.

3.Вид деятельности, характеристика масштабов деятельности.

4.Характеристика ресурсов объекта (материальных, товарных, финансовых, трудовых, информационных).

5.Анализ влияния на деятельность объекта факторов внутренней и внешней среды (поставщики, потребители, конкуренты и др.)

Во второй главе, исходя из общих теоретических положений, рассмотренных в первой главе, рекомендуется проанализировать состояние дел на определенном темой работы объекте: фирме, сети торговых предприятий, магазине, торговой базе, складе и других организациях. Для написания второй главы кроме показателей деятельности объекта используются действующие нормативные документы, материалы бухгалтерской (финансовой) отчетности, научно-практических конференций, статистические данные, отражающие экономические процессы как в масштабах страны в целом, так и в рамках конкретных предприятий. При обсуждении результатов анализа акцент делается на выявленных недостатках, проблемных вопросах, резервах.

Важным достоинством работы является использование при ее выполнении различных компьютерных программ; правовых баз данных («Консультант плюс», «Гарант» и т.п.); электронных таблиц и программ управления базами данных (MS Excel, MS Access и т.п.).

В третьей главе приводится обоснование предложений по совершенствованию тех сторон коммерческой, экономической, управленческой деятельности, проблемные участки которой были выявлены во второй главе.

Эти предложения должны также решать те задачи, которые были сформулированы во введении. Во многих работах предложения сводятся к призывам: «надо усилить...», «совершенствовать...» и т.д. Без разработки мероприятий и механизма реализации таких предложений они выглядят голословными. Предложения необходимо довести до уровня конкретных методик, рекомендаций, до разработки определённых форм документов, формулировок в нормативно-правые акты. Целесообразно предложить мероприятия, которые позволят минимизировать риски негативных последствий внедрения данного предложения.

Важным достоинством работы является оценка экономической эффективности рекомендаций и расчет экономического эффекта от внедрения предлагаемых мероприятий.

В Заключении работы излагаются краткие выводы по всей работе, характеризуется степень раскрытия темы, определяется, достигнуты ли цель и задачи работы. Заключение выпускной квалификационной работы должно быть объемом 3-5 страниц. Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и кратко излагать материал. В этой части работы содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку комиссии при защите ВКР. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав (разделов), а должно содержать главные итоговые результаты всей работы.

Последний лист работы подписывается автором с указанием инициалов и фамилии, а также даты завершения работы (Приложение 27).

В процессе написания работы важно установить творческий контакт с научным руководителем. Неясные вопросы, направления решения отдельных проблем, общая концепция работы должны обсуждаться с научным руководителем в начале исследования и в оперативном порядке.

Откорректировав текст с учетом высказанных руководителем замечаний, целесообразно еще раз прочитать работу, устранить возникшие в результате внесения исправлений неточности, проверить грамматику и сброшюровать материал. Проверив наличие подписи, даты завершения работы, следует представить работу на кафедру и приступать к разработке тезисов доклада для защиты.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: