Глава IV алхимическая каббала

Мистическая алхимия.Теории мечтателей.

Алхимическая каббала.

Тройное применение герметической теории.

Святилище

У греков алхимия была по причине своего происхож­дения смешана с магией и с теургией. Позднее, благода­ря арабским философам, эта наука обособилась, и только в XV и XVI столетиях она снова соединилась с другими оккультными науками.

С этого времени большая часть алхимиков искала в каб­бале, магии, астрологии ключ Великого Делания. Пара­цельс брал в ученики, как сам сообщает, только людей, знающих астрологию. «Мне надо возвращаться к моему предмету, чтобы удовлетворить моих учеников, которым я охотно помогаю, когда они обладают сведениями о природе, знают астрологию и в особенности когда они сильны в фи­лософии, научающей нас познавать основу существующе­го» (Парацельс. «Сокровище сокровищ»).

Тогда как его предшественники и современники — Калид (Calid), Валуа и Блез де Виженер — допускали про­сто влияние светил при зарождении металлов, Парацельс шел дальше и определял, когда и как планеты влияют на металлы. Следуя этому учению, некоторые алхимики тес­но связывали астрологию с герметизмом и никогда не начи­нали операций, не осведомившись, благоприятно ли влия­ние планет.

Парацельс ввел в алхимию каббалистические данные. Он изложил свои оккультные доктрины в своем «Трактате об оккультной философии» и «Основных началах магии».

Это заставляет нас сказать несколько слов о каббале. Эта наука учит перестановке и разложению слов, определению численного их достоинства и установлению выводов, сообра­зуясь со специальными правилами. Таким образом, число зо­лота по-еврейски будет 209, это украшение минерального царства и соответствует значению Иеговы в мире Духов.

Хёффер в своей «Истории химии» посвятил несколько страниц применению каббалы к свойствам металлов. Алхи­мия — наука наблюдательная и потому не может ничем воспользоваться от каббалы, науки чисто спекулятивной1.

1 По мнению современных алхимиков, следует различать каббалу, про­исходящую от древнееврейского Kabbalah — «предание», от собственно алхимической каббалы, ведущей происхождение от латинского caballus — лошадь. Только собственно алхимическая каббала может помочь в дости­жении результата Великого Делания. Потому что даже столь оригинальная каббалистическая формула золота, как следующая математическая опера­ция с триадой и четверицей — (1x2x3x4) х (1+3+4) = 192, — дающая в результате почти атомный вес золота (196), вряд ли сможет кому-то по­мочь более, нежели непосредственный процесс взаимодействия с природой.

Введение посторонних элементов должно было сде­лать ее еще темнее, и Парацельс в этом отношении оши­бался.

Еще раньше него Василий Валентин сделал несколько опытов в этом отношении; он разлагает слово азот следу­ющим образом: «Азот заключает в себе все, потому что он есть А и — начало и конец всего. Философы соста­вили слово AZOT так: итальянцы ввели А и Z, греки — и (альфу и омегу), евреи — алеф и тау; из соедине­ния первой и последних букв и получилось это слово» («Азот философов»)1.

После Парацельса только два автора трактовали об алхимической каббале. Это Пантей (Panthee), венециан­ский священник, и англичанин Джон Ди (Jean Dee), ал­химик и математик. Пантей написал два трактата: «Ars et Theoria transmutationis metallicae»2 и «Voarchadumia»3. Из них видно, что число творения есть 544, число гние­ния — 772, что Меркурий, золото и серебро соответст­вуют еврейским буквам: фе, тау, бет, и тому подобные бредни. Джон Ди в своем трактате «Иероглифическая монада» пробовал создать особую каббалу с помощью ал­химических символов. Так, например, символ Меркурия он составил из символа Луны , Солнца и четырех эле-

1 Книга Василия Валентина «Азот философов» более всего интерес­на тем, что именно в ней впервые упоминается сурьма — восьмой ме­талл. Это в корне подрывало господствовавшее до этого времени пред­ставление ученых о существовании только семи металлов.

2 «Искусство и теория превращения металлов» (лат.).

3 Полное название трактата Иоанна Аугустина Пантея: «Ars & Theoria transmutationis metallicae, cum Voarchadumia, numeris & iconibus rei accommodis illustrate» («Искусство и Теория металлических превра­щений, вместе с Воархадумией, снабженная соответствующими элемен­тами (числами) и изображениями предмета»).

ментов +. Далее, знак солнце представляет монаду, изо­браженную точкой, вокруг которой круг, символизирую­щий мир . Эти любопытные указания находятся во вто­ром томе его «Theatrum chimicum»1.

Эти алхимики и некоторые другие, как Кунрат (Khunrath), Майер (Mayer) и Блез де Виженер, ввели в на­уку новое толкование алхимической теории. Тогда как науки точные и естественные применяют индукцию и дедукцию, науки оккультные делают выводы, основываясь на анало­гии, поэтому они приложили тот же метод и к алхимии. Ок­культизм говорит — существуют три мира: материальный, человеческий и божественный. В мире материальном мы имеем серу, меркурий и соль, начала всех вещей, и одну ма­терию; в мире человеческом, или микрокосме, — тело, дух и душу, объединенные в человеке; в мире божественном — три лица Св. Троицы в Едином Боге. «Таким образом, тро­ица заключается в единице, и единица — в троице, ибо здесь — тело, дух и душа, а там — сера, меркурий и мышь­як» (Бернар Тревизанский. «Забытое Слово»).

Великое Делание имеет тройную цель. В мире матери­альном — преобразование металлов, доведение их до золо­та, до совершенства; в микрокосме — моральное совершен­ствование человека; в мире божественном — созерцание Божества в его Славе. Во втором из этих значений человек есть философский атанор2, в котором совершается выработ­ка добродетелей; в этом смысле, по словам мистиков, надо

1 «Химический театр» (лат.), а также «Химическая библиотека» («Bibliotheka Chimika») — печатные сборники алхимических произведе­ний, издававшиеся в конце XVII — начале XVIII в. Манже (Manget).

2 Атанор — печь, в которой совершается Великое Делание. По мне­нию некоторых исследователей, в том числе и А. Пуассона (см. далее, часть II, гл. V), получила свое название от древнегреческого слова — «бессмертный»; вероятно, здесь имелась в виду необходимость постоян­ного поддержания в ней «бессмертного огня, дарующего нам равномер­ный и постоянный огонь, животворящий и питающий наш состав от на­чала до завершения нашего камня» (Луллий Р. «Разъяснение, или Про­яснение заповеданного»). По другой версии это название происходит от арабского al-tannur — философская печь.

Алхимическая печь (атанор) — своеобразный микрокосм. Целью ве­ликого делания является то, что естественным образом происходит в недрах Земли, и в этом смысле алхимик не творит ничего нового и не вступает в от­ношения богоборчества. Искусство изготовления камня, таким образом, от­носится к разряду искусств. Более того, классическая алхимия выдает Ка­мень за образ Христа. А современный французский исследователь алхимии Эжен Канселье (Eugene Canseliet; 1899—1982) даже утверждает, что ал­тарь и атанор — два пути к одному и тому же — Спасению.

понимать слова: «Великое Делание есть у вас и с вами, так что, находя его в себе, где оно находится постоянно, вы его имеете всегда, где бы вы ни были, на земле или на море» (Гермес. «Семь глав»).

Алхимики-мистики понимали под именами Серы, Меркурия и Соли — материю, движение и силу. Мер­курий — начало пассивное, женское, материя; Сера — начало активное, мужское — сила, формирующая мате­рию и дающая ей вид посредством движения, которое есть Соль. Соль представляет начало промежуточное, ре­зультат приложения силы к материи; символически это есть новое существо, рождающееся от соединения муж­ского с женским. Это основное положение не находится в противоречии с современной наукой. Современная хи­мия не пренебрегает гипотезой единства материи, приня­той уже с давних пор метафизикой как необходимой для объяснения проблемы мира. Английский ученый Крукс1 называет эту материю протилем; по его теории, наши про-

1 Уильям Крукс (Crookes, 1832—1919) — английский физик и хи­мик, увлекавшийся спиритизмом. Член (1863) и президент (1913—1915) Лондонского королевского общества. В 1861 г. посредством спектраль­ного анализа открыл металл таллий, а в 1865 г. предложил применять для добывания золота амальгаму натрия. Особенно прославился своими ис­следованиями электрических разрядов в газах и катодных лучей в труб­ках Крукса. В 1874 г. изобрел радиометр.

стые тела суть только полимеры (многосоставные) протиля. С другой стороны, весьма справедливо положение, что ма­терия сама по себе инертна и имеет особенные свойства толь­ко тогда, когда находится в движении, а всякое движение развивает теплоту; следовательно, при 273 °С ниже нуля (при абсолютном калорическом нуле химических свойств не существует) серная кислота не может действовать на поташ1; наконец, единство силы также необходимо для объяснения физических явлений. Ни один ученый в настоящее время не находит разницы между причинами магнетизма, теплоты, электричества, света и звука; флюиды уже не существуют, они заменены силами, действующими одни на другие. Силы различаются числом колебаний материи, которое они произ­водят; причем какое-либо тело во время движения или виб­рируя, что одно и то же, производит сначала звук, затем на­гревается и, наконец, излучает свет. Где кончается звук, где начинается тепло и свет? Где переходные ступени? Natura non facit saltus (Природа не делает скачков).

Надо прибавить, что алхимики Средних веков только предвидели эту высшую теорию; состояние других наук не позволяло им этого. Для них, как мы показали, материя бы­ла единой; они называли ее «первичной материей», или хи­лусом; они признавали также единую силу Вселенной. Бо-дуэн называет ее всемирным магнетизмом, магнетической серой; для мистиков сила есть сера Бога, первое начало

1 Карбонат калия, или углекислый калий (К2СО3) — бесцветное кристаллическое очень гигроскопичное вещество. Применяется в произ­водстве жидкого мыла, тугоплавкого и хрустального стекла, а также ис­пользуется как удобрение. Алхимики добывали поташ вытяжками из зо­лы сгоревшего дуба или виноградной лозы.

жизни и движения. Парацельс называет ее археем. Архей есть сила, непрестанно действующая, которая, влияя на ма­терию, заставляет ее двигаться и дает ей форму. Термины «арес» и «клиссус» имеют у него почти тот же смысл1.

Что касается движения, они его приравнивали к огню, который представляет действительно образ материи, при­веденной в действие силой.

Такова была высшая алхимическая теория, которой об­ладало небольшое число адептов. Как не удивляться это­му прекрасному синтезу, достаточному алхимикам, как он некогда удовлетворял Пифагора, Демокрита и Платона, возвышая их до понимания высших истин.

Алхимики представляли эту теорию в виде треугольника, символа абсолютного равновесия; в первом углу они ставили знак серы, символа силы; во втором — знак Меркурия, сим­вола материи; в третьем — знак соли, символа движения.

В заключение приведем таблицу аналогий тройного применения алхимической теории:

1 Согласно Парацельсу, архей (archaeus) — созидающая сила при­роды, которая разделяет элементы и формирует из них согласующиеся части. Это жизненный принцип; сила, содержащая сущность жизни и свойства всего сущего. Этот принцип является вторым после элемен­тарного физического тела из семи составляющих человека принципов. Арес (ares) — духовный принцип; причина специфического характера каждой вещи. Клиссус (clissus) — особая, скрытая сила, содержащаяся во всех вещах, жизненная сила.

Таким образом, материя, единая по существу, различа­ется сама по себе формой как следствием движения, кото­рое ей придает сила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: