Глава VI между алхимиками по поводу Делания

Процессы производства.Причины разногласия

между алхимиками по поводу Делания.

Гниение.Правила Филалета. — Брожение.

Подсыпание и подливание.Символы Делания

Когда материя заключена в философское яйцо и огонь разведен, то химические тела тотчас же начинают действо­вать одно на другое. Происходят различные химические процессы: осаждение, очищение, отделение газов или паров, кристаллизация и т. д. В это время материя несколько раз меняет цвет. В этой главе мы займемся химическими фе­номенами, которые названы алхимиками «Деланием», или «Процессом», а в следующей главе мы будем говорить об окраске, или цветах.

Алхимики в своих описаниях особенно различались в обозначениях количества и наименованиях процессов. Это и понятно; возьмем для примера период, когда материя вы­деляет пары и становится черной, затем пары сгущаются и осаждаются в виде жидкости. Один алхимик, рассматри­вая общий процесс, дает ему название дистилляции, потому что, действительно, в нем мы видим два процесса: испаре­ние и сгущение. Другой, различая фазы процесса, найдет сублимацию, испарение, осаждение и сгущение; третий, взяв в соображение черный цвет, прибавит третью фазу — гниение. А между тем все это составляет только один пери­од Делания.

То же самое можно сказать и о всяком другом процессе.

Таким образом, является как бы разница между опи­саниями одного философа и другого. В то время как Пер-нети устанавливает двенадцать процессов: пережигание, или кальцинацию, затвердение, или накипь, сгущение, растворение, переваривание, дистилляцию, сублимацию, выделение, разложение, брожение, размножение, подсы­хание, — Бернар Тревизан допускает только один:

«Хотя философы и делят Магистерий, принимая во внимание разнообразие процессов, на несколько частей, но в действительности существует только один — образо­вание яйца» (Bernard de Trevisan. «De la nature de l'oeuf»1). Но это толкование неясно, и другие алхимики делают иные деления. Гелиас насчитывает семь процессов: сублимацию, кальцинацию, растворение, омовение, насыщение, сгуще­ние, затвердение. Альберт Великий признает четыре: очи­щение, омовение, растворение и затвердение.

Немало способствует затемнению вопроса то обстоя­тельство, что одни считают процессы, начиная с приготов­ления материи, между тем как другие — с момента заклю­чения ее в яйцо. Но в сущности Великое Делание можно разделить на четыре фазы: 1-я — приготовление материи; 2-я — варение ее в философском яйце и достижение изве­стных цветов в желаемом порядке; 3-я — процессы, име­ющие целью дать философскому камню большую силу: это фиксация и брожение. И наконец, 4-я — трансмутация, с помощью камня, неблагородных металлов в золото и се­ребро: это подсыпание.

Все процессы, которые совершались во время Великого Делания, могут быть приведены к одному — к варке, ибо все делается с помощью огня. Ален де Лилль говорит так: «Названия — переварка, соединение, смешение, сублима­ция, сгущение, сушение, накаливание и другие видоизме-

1 Бернар Тревизанский. «О природе яйца» (фр.).

нения, которые можно наблюдать в этом процессе, пред­ставляют только фазы, которые называют просто растира­нием и перевариванием. Василий Валентин признает толь­ко два процесса: растворение и сгущение1, то есть после­довательные переходы от инертного состояния материи к состоянию деятельному». («Дух: Тебе помогают огонь и азот. Альберт: О небесное слово, как я должен совершить это? Дух: Раздражай и сгущай, растворяй и соединяй». «Colloque de l'Esprit de Mercure avec frere Albert»2.)

Несмотря на это различие мнений, мы попробуем осветить этот хаос. Первый процесс (приготовление ма­терии) есть соединение. Это союз серы и Меркурия, мужского и женского начал. После нагревания появляет­ся черный цвет: происходит гниение. Дальше мы увидим, почему название гниения дано феноменам, которые про­исходят в то время, когда материя чернеет. Вот ее главные моменты: смерть, разрушение, погибель, пережигание, обнажение, отделение, размельчение, расширение, извле­чение, разжижение, дистилляция, порча, разделение, на­сыщение.

Вследствие гниения происходит обмывание. Этот про­цесс состоит в том, что черный цвет как бы смывают и

1 «Solve et coagula» — «разлагай и соединяй» (лат.) — алхимиче­ский девиз, хорошо иллюстрирующий полную циркуляцию: нужно раство­рять и снова соединять вещество столько раз, сколько будет необходимо для получения самого совершенного союза материи и духа — философ­ского камня.

Таким образом, в алхимической практике любое существо, чем бы или кем бы оно ни было — минералом, растением, животным или чело­веком, — может стать философским камнем. Более того, как мы выяс­нили в предыдущей части, по всей видимости, только на грубо матери­альном уровне алхимическая задача вообще не имеет решения. «Беседа Духа Меркурия с братом Альбертом» (фр.).

камень окрашивается в белый цвет. Философы символи­зировали это омовение под видом саламандры, очищаю­щейся в огне; асбеста или горного льна, который пламя белит, не уничтожая. «Омовение — это не что иное, как уничтожение черноты, пятен, загрязнения, и представля­ет продолжение второй степени „огня Египта"» (Rouillac. «Abrege du Grand- uvre»). Омовение называется также белением, удалением, воскрешением.

Наконец наступает рубификация, характеризуемая по­явлением красного цвета, указывающего, что делание со­вершено. К этой классификации, основанной на последова­тельности цветов, или окраски, можно привести все про­цессы, поименованные алхимиками.

Сам Филалет связывает процессы с цветами, или ок­раской; он не дает им особых наименований, но довольст­вуется указанием металлов, служивших символами окра­ски, или цветов (см. гл. VII). Вот что он говорит об этом в «Entree ouverte au Palais ferme du roi»:

1-е — воздействие Меркурия. — Материя проходит через различные цвета; процесс немного замедляется на зе­леном цвете, и наконец субстанция чернеет. Это продолжа­ется пятьдесят дней. Окрашенные пары сгущаются и осаж­даются снова назад на твердую материю; 2-е — влияние Сатурна обнаруживается черным цветом. Черная раство­ренная материя кипит, иногда твердеет. Это продолжается сорок дней; 3-е — воздействие Юпитера продолжается от черного до начала белого цвета. Испарение и сгущение. В это время появляются всевозможные цвета, которые трудно себе вообразить. Дожди пойдут все обильнее с каж­дым днем, и наконец произойдут вещи весьма приятные на взгляд: на стенках сосуда появятся маленькие белые волокна или волоски. Это влияние продолжается 20 или 21 день; 4-е — воздействие Луны выразится в совершенной белиз­не и продолжится в течение трех недель. Материя твердеет и растопляется поочередно несколько раз в день. Наконец она получает форму маленьких белых зернышек; 5-е — влияние Венеры. — Субстанция принимает взамен белого зеленый цвет, затем светло-голубой и темно-красный. Она распускается и пучится. Это продолжается 40 дней; 6-е — воздействие Марса. — Материя сохнет, последовательно делается оранжевой и темно-желтой, затем принимает окраску цветов ириса. Это продолжается 45 дней; 7-е — влияние Солнца характеризуется переходом из оранжево­го цвета в красный; она испускает красные пары, затем опу­скается, делается мокрой, сохнет, течет и крепнет по не­сколько раз в день. Наконец она распадается на маленькие красные зерна.

Филалет не говорит здесь ни о брожении, ни о подсы­пании. Он говорит об этих двух процессах отдельно. Опи­сание представляет только процессы, происходящие в фи­лософском яйце.

Умножение — процесс, который следует за достижени­ем красного цвета. Он имеет целью увеличить могущество камня и позволяет быстрее производить превращение ме­таллов. Обыкновенно разбивали философское яйцо, со­бирали красную материю, смешивали ее с распущенным золотом и получали рассыпчатую красную массу, которую охлаждали разными способами, смотря по желанию фило­софа. По мнению алхимиков, камень таким образом увели­чивается не только в количестве, но и в качестве; этот про­цесс можно продолжать до бесконечности. Теперь будет понятно восторженное восклицание Раймонда Луллия:

«Маге tingerem, si mercurius esset!»1 Большая часть филосо­фов оперировала так, как мы только что сказали. «Если ты захочешь воспользоваться физической краской для транс­мутации, то сначала потеряешь по фунту на каждую тысячу растворенного золота. Только тогда лекарство будет готово и способно заставить исчезнуть язву металлов» (Paracelse. «Tinctura physicorum»2). Эк де Зульцбах ясно описывает весь процесс. «Возьми две марки чистого золота, растопи его в тигле и всыпь туда 1/4 фунта вышеупомянутого лекар­ства; оно будет моментально поглощено золотом и составит с ним одно целое; тогда брось туда еще 1/4 фунта лекарст­ва, чтобы обратить все золото; истолки, затем поставь на сильный огонь, и тогда все превратится в красный порошок, похожий на киноварь или сурик. Брось одну часть его на сто частей чистой Луны, или серебра, и ты получишь велико­лепное золото» (Eck de Sulzbach. «Clavis philosophorum»3).

Некоторые алхимики следовали другому методу: они брали красную материю и, смешав ее с сублимированным Меркурием (bichlorure de mercure, или двухлористый мер-курий), переваривали в реторте на легком огне, и результат, полученный ими, был тот же самый.

1 «Я окрасил бы море, если бы был меркурий» (лат.). Многократ­ное увеличение силы камня отмечается едва ли не всеми алхимиками. «Заметь, что столько раз, сколько ты растворяешь и фиксируешь, во столько же раз природные субстанции возрастут количественно, ка­чественно и в отношении полезности их свойств, причем в соотношении, кратном десяти: десять операций увеличат их в сотню раз, сто — в ты­сячу, тысяча — в десять тысяч, десять тысяч — в сто тысяч, сто ты­сяч — в миллион раз и, таким образом, до бесконечности, в чем я с Бо-жией помощью трижды имел возможность убедиться» (Фламель Н. Указ. соч. С. 115-116).

2 Более точное название этого трактата Парацельса — «De Tincture Physica» — «О целебной тинктуре» (лат.).

3 Ек де Зульцбах. «Философский ключ» (лат.).

После брожения материя была уже способна превра­щать металлы. Процесс, которым простые металлы превра­щались в золото и серебро, назывался подсыпанием. Для этого брали металлы: меркурий, свинец и олово. Первый сильно нагревали, но так, чтобы не достигал точки кипения; два же других просто расплавляли, соединяли все три и за­тем в тигель бросали кусок философского камня, покрыто­го воском. Когда сплав остывал, находили слиток золота, по весу равный употребленному металлу, по мнению же дру­гих — меньшего веса, что зависело от качества употреблен­ного сплава или философского камня. Восковая обертка бы­ла, как кажется, необходима, ибо, по Гельвецию, только по­тому не удалась его первая присыпка, что он пренебрег этой предосторожностью, как он рассказывает в своем «Veau d'or». Вторая ему удалась только потому, что он завернул камень в воск.

Теперь мы будем рассматривать символы главных про­цессов. Первый процесс, или «соединение», был символи­зирован браком царя и царицы, серы и меркурия. Пантакль шестого ключа Василия Валентина изображает царя, даю­щего обручальное кольцо царице, в то время как епископ их благословляет, символизируя союз. Не надо забывать, что союз этот был назван также и философским браком. В фи­гурах, сопровождающих «Grand Rosaire»1, напечатанный в «Ars Auriferae», союз этот изображен грубее — чувст­венным союзом короля и королевы.

«Гниение» символизировалось обыкновенно всем, что могло напомнить идею смерти или черноты, трупа, скеле­та, ворона и т. д. Таким образом, в «Viatorum spagyricum»

1 «Большой Розарий» (фр.).

гниение символизировано скелетом, стоящим в черном шаре и держащим в правой руке ворона. Пантакль чет­вертого ключа Василия Валентина имеет тот же смысл: он изображает скелет, стоящий на катафалке.

«Омовение» — процесс, который следует за «гниени­ем», ассимилирован с воскресением, следующим за смертью, как белый цвет (символ жизни) следует в делании за черным цветом (символом смерти).

Восьмой пантакль Василия Валентина относится к это­му процессу. Можно его комментировать, таким образом, в его двойном смысле, мистическом и алхимическом. Всякая жизнь является через процесс порчи и гниения. Зерно, по­ложенное в землю, там гниет (по средневековой аллегории), и затем из него возрождается колос. Наше тело, опущенное в землю, в ней разрушается, но в день Страшного суда оно воскреснет. Материя, положенная в яйцо, гниет, затем воз­рождается, теряет свою черноту, белеет и воскресает. Два человека целятся в мишень: один достигает цели — он уяс­нил себе смысл символов, другой ее никогда не достигнет; это сумасшедший и мудрец Таро.

«Омовение» называлось также «белением», потому что тогда происходит в яйце внутренняя дистилляция, вследст­вие которой материя, омываемая постоянной циркуляцией жидкости, белеет. Это изображено в «Viatorium spagyricum». Скелеты выходят из гробов — они воскресают; масса птиц летает над ними, одни — поднимаясь, другие — опускаясь, что означает дистилляцию.

Дистилляция иногда разделялась на два процесса:

1-й — выделение паров, или сублимация; символизи­ровалось птицей, взлетающей с поднятой кверху голо­вой; 2-й — сгущение паров в жидкость, осаждение, или опускание; символизировалось птицей, которая сни­жается с головой, опущенной книзу. В «Grand Rosaire» ре­бенок, прыгающий кверху, выйдя из гроба, где заключен химический гермафродит, изображает сублимацию.

«Фиксация» — конечный процесс делания, во время ко­торого появляется красный цвет; представлен в «Viatorium» новорожденным ребенком, а у Бархузена в «Liber singularis de Alchimia» — молодым царем с короной на голове, за­ключенным в философское яйцо. В фигурах Ламбспика Отец, Сын и Дух, царствующие в славе, имеют то же самое значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: