Величины
случайные и являются точечными оценками математического ожидания М|Х| дисперсии D|X| и среднеквадратического
отклонения
наблюдаемой в выборке случайной величины X.
2.1. Предполагая, что наблюдаемая величина X имеет нормальное распределение, построим доверительные интервалы для математического ожидания а=М|Х] и среднеквадратического отклонения
при уровне
надежности
=0,99.
Поскольку известно, что величина
имеет распределение Стьюдента с n-1 степенью свободы, то решая уравнение Р(| t |<
,)=
относительно
можно построить симметричный интервал
в котором с вероятностью
находится математическое ожидание а. Величина
представляет собой точность оценки. Решение
есть обращенное распределение Стьюдента, оно протабулировано и может быть найдено и таблиц.
В рассматриваемом примере
,
и тогда доверительный интервал для математического ожидания будет
35,42-5,25 < а < 35,42+5,25 или 30,17 < а < 40,67.
Для нахождения доверительного интервала оценки среднеквадратнческого отклонения
воспользуемся тем, что величина
имеет распределение «Хи» с n-1 степенью свободы. Задавшись надежностью интервальной оценки
и решая уравнение
относительно
можно построить доверительный интервал. Переходя к эквивалентному уравнению
, где
, найдем его решение
из таблиц, тогда точность оценки
. Доверительный интервал строится таким образом:
.
В нашем примере
тогда
и доверительный интервал будет следующий
или
.
В нем оцениваемый параметр
находится с вероятностью
=0,99
2.2. Отметим, что построенные доверительные интервалы являются областями принятия гипотез
и
при их проверке с уровнем значимости
. Теперь проверим гипотезу о равенстве математического ожидания и дисперсии наблюдаемой случайной величины указанным в задании гипотетическим значениям
,
.
Проверяем сначала гипотезу о том, что истинная дисперсия наблюдаемой величины равна
, т.е.
. Зададимся уровнем значимости гипотезы
=0,05, и альтернативными гипотезами
или
. Для проверки основной гипотезы воспользуемся критерием «Хи-квадрат»
.
Наблюдаемое значение критерия 
Критическая область
при альтернативной гипотезе
двухсторонняя, а критические точки найдем из таблиц
. Видим, что
не принадлежит критической, области и значит, гипотеза принимается, т.е. отличие наблюдаемого, значения дисперсии от гипотетического не значительны. Если в качестве
альтернативной рассматривать гипотезу Н2, поскольку
значительно (20%), то при этом критическая область будет правосторонней, а критическую точку
найдем -из таблиц. Тогда наблюдаемое значение критерия
не попадает в критическую область и проверяемая гипотеза принимается. Результат проверки гипотезы при различных альтернативах оказался разным, в итоге гипотеза принимается.
Проверим теперь гипотезу о том, что истинное математическое ожидание наблюдаемой величины равна
, т.е.
. Зададимся уровнем значимости гипотезы
=0,05 и альтернативными гипотезами
или
Для проверки основной гипотезы воспользуемся критерием Стьюдента
.
Наблюдаемое значение критерия
. Критическая область
при альтернативной гипотезе
двухсторонняя, а критические точки найдем из таблиц
,
. Видим, что
принадлежит критической области и значит, гипотеза отвергается, т.е. отличие наблюдаемого значения дисперсии от гипотетического значительны. Если в качестве альтернативной рассматривать гипотезу Н2, поскольку
значительно (20%), то критическая область левосторонняя, а критическая точка
, тогда наблюдаемое значение
попадает в критическую областьпроверяемая гипотеза опять отвергается. Результат проверки гипотезы при различных альтернативах оказался одинаковым, в итоге гипотеза отвергается.
2.3. Проверим гипотезу об однородности выборки, т.е. гипотезу о равенстве математического ожидания и дисперсии случайных величин, наблюдаемых в первой и второй половинах имеющейся выборки.
Разобьем выборку на две равные части объемов
=15,
=15 и вычислим
по ним выборочные средние и выборочные стандарты

Основная проверяемая гипотеза
. Зададимся уровнем значимости гипотезы
=0,05 и альтернативными гипотезами
или
, поскольку отличия в значениях
,
для разных частей выборки не существенны (менее чем 16%).
Для проверки основной гипотезы по отношению к альтернативной гипотезе
воспользуемся критерием Фишера

Наблюдаемое значение критерия
=1,453. Критическая область
при альтернативной гипотезе
правосторонняя, а критическую точку найдем из таблиц
. Видим, что
не принадлежит критической области и значит, гипотеза принимается. Если в качестве альтернативной рассматривать гипотезу Н2, то для проверки основной гипотезы воспользуемся критерием Стьюдента

Наблюдаемое значение критерия
= -1,669. Критическая область
при этом
двухсторонняя, а критические точки найдем из таблиц
,
. Видим, что
не принадлежит критической области и значит, гипотеза опять принимается, т.е. отличие наблюдаемых значений математического ожидания и дисперсии в первой и второй половине выборки незначительны. Гипотеза об однородности выборки принимается.






