1. Познакомьтесь с тем, как русские народные пословицы и поговорки звучат в переводе на научный язык и объясните, какие психолингвистические механизмы лежат в основе таких «перевёртышей». Поясните, за счёт чего возникает юмористический эффект.
«Бинарное высказывание индивидуума, утратившего социальную активность» = «Бабушка надвое сказала».
«Транспортировка жидкостей в сосудах с переменной структурой плотности» = «Hосить воду в решете».
«Hестандартный метод лечения сколиоза путем отправления ритуальных действий» = «Горбатого могила исправит».
«Возрастание личностной ценности субъекта после получения травматического опыта» = «За одного битого двух небитых дают».
2. Познакомьтесь с «перевёртышами» названий известных фильмов и расшифруйте их. Придумайте 5 «перевёртышей» для известных психологических книг. Объясните, почему для научных работ переворачивание сделать сложнее, чем для художественных произведений.
1) "Париж доверяет улыбке"
2) "Четыре кошки и артиллерист"
|
|
3) "До свидания – ты не мой дядя"
4) "Маленький урок"
5) "Бродяги невезения".
3. Познакомьтесь с некоторыми читательскими требованиями книг в библиотеке. Определите, какие книги и каких авторов они намеревались запросить. Объясните психолингвистические механизмы возникновения подобных эффектов.
1) Хомен Нгуэй, «Пахом звонит в колокол»
2) «Люди на вербах»
3) «Приключения Оли, Веры и Твиста»
4) Н.В.Гоголь, «Пальто»
5) Овчаров Р.В. «Школьная книга настольного психолога»
6) «Самозванка» А.Блока
7) Стихотворения об осени поэта Асыпушкина
8) Филимон Куприн
9) А.П.Чехов «Конное имя»
10) М.Булгаков «Собачья шерсть»
4. В среде професисиональных широко известны «однопсишия» Д.А.Леонтьева. Познакомьтесь с некоторыми из них и объясните механизм их создания. Попытайтесь, используя этот же принцип, сформулировать 3 собственных «однопсишия».
Мотив, мотив! Люблю тебя как цель…
А деятельность? — Что ж! Она не волк…
Охваченный все той же установкой…
Но-но! Извольте без акцентуаций!…
Нам не уйти из этого гештальта…
На Вашем фоне даже он — фигура!…
Не я один без личностного смысла…
Куда ни глянешь — всюду архетипы…
Будь другом, опредметь мою потребность…
Привычно сублимируя либидо…
Я недостоин Вашего трансфера…
Все пашешь семантическое поле?..
Не доводи меня до совершенства!..
Порой приятно полежать в основе…
С похмелья я всегда трансперсонален…
Не вытеснишь ни возраста, ни пола…
Нет, интеллект аффекту не товарищ…
Не пересдашь не ту самооценку…
Как ты некстати со своим инсайтом…
Любить предпочитаю невербально…
|
|
В глазах рябит от собственных проекций…
Ты оправдал чужие ожиданья?…
Как мазохист, я требую садиста!…
Что ж, формируй! Но только поэтапно…
Нельзя ли хоть сейчас без корреляций…
Протяжный скрип защитных механизмов…
Оценка задания – от 0 до 10 баллов (от 0 до 2 баллов за ответ на 1 и 2 пункты, от 0 до 3 баллов – за 3 и 4).