Пиктограмма и тест Роршаха

Сходство между пиктограммой и тестом Роршада теоретически понятно. Оба метода направлены на, изу­чение ассоциативного процесса, стимульный материал методов отличается неопределенностью и многознач­ностью, хотя эта неопределенность имеет различный, характер. Наиболее же существенным объединяющим моментом является то, что как ответ — интерпретация в тесте Роршаха, так и образ пиктограммы — сложные многокомпонентные образования, где в едином комп­лексе выражены интеллектуальные и эмоциональные характеристики. Модифицированная процедура прове­дения исследования по методу пиктограммы еще бо­лее сближает направленность обоих методов, обеспе­чивая максимальную свободу испытуемых и проявле­ние ими спонтанной активности. Ретестирование в пиктограмме имеет ряд общих черт с определением пределов чувствительности в тесте Роршаха. Характерно также и то» что как карты Роршаха, так и поня­тия пиктограммы могут вызывать непосредственные эмоциональные реакции в ходе исследования, частич­но эти реакции могут быть вторичными, обусловлен­ными интеллектуальными затруднениями.

Детальное сопоставление данных пиктограммы и теста Роршаха — предмет самостоятельного исследо­вания (Б. Г. Херсонский, 1981). Ниже мы ограничиваемся перечислением сходных показателей обоих ме­тодов.

Соотношение ГС: М.: Ат: К имеет известную аналогию с типом восприятия по Роршаху, поскольку оба соотношения отражают уровень операционных характеристик мышления, мотивацию при исследовании и направленность интеллектуальной деятельности.

Вместе с тем практическое сопоставление этих двух характеристик не дает четкой корреляции. Аналогия прослеживается лишь там, где число ответов по Роршаху превышает 20—25. Если в протоколах иссле­дований по Роршаху число ответов достаточно вели­ко, то при значительном преобладании целостных, удачных по форме ответов в пиктограмме отмечаются геометрические и метафорические символы, конкрет­ные образы немногочисленны. Если же число ответов при исследовании по методу Роршаха невелико (10— 14), даже резкое преобладание целостных ответов не коррелирует с метафорическими и символическими (геометрическими, грамматическими) образами пиктограммы.

Совершенно аналогичны по своему психологическому значению характеристики пиктограммы и теста Роршаха, имеющие отношение по фактору частоты выбора (стандартные, оригинальные). Следует лишь отметить, что если у психически здоровых одаренных испытуемых стремление к оригинальности в тесте Рор­шаха не приводит к снижению четкости формы, то в пиктограмме прослеживается отчетливая тенденция к снижению количества адекватных образов. Введение фактора частоты в качестве критерия адекватности образа пиктограммы делает идентичными понятия адекватности в пиктограмме и хорошей формы в тесте Роршаха.

Пиктограмма, как и тест Роршаха, позволяет су­дить о степени стереотипизированности ассоциаций, однако если в тесте Роршаха стереотипия проявляется в повторении ответов категории «животные», то в пик­тограмме она проявляется в повторении человеческих фигур. Это можно объяснить тем, что ряд эмоций, связанных с понятиями, входящими в набор, воспри­нимается испытуемыми через переживания человека и выражается ими посредством движения, изменения схемы тела. Как отмечает Л. Г. Членов (1934), «схема тела не представляет ни суммы впечатлении, ни аб­страктного понятия, выведенного из них. Она представляет целостное образование. Схема тела представ­ляет непосредственное переживание».

В пиктограмме отсутствует прямой аналог типа переживания по Роршаху. Как отмечалось выше (см. «Основы интерпретации данных пиктограммы»), передача смысла понятия с помощью движения в пиктограмме широко распространена и не является прямым аналогом кинестезии в тесте Роршаха. Исключение представляют индивидуально-значимые и выразитель­но переданные графически движения, В применяемом нами варианте пиктограммы мы не пользовались цветными картинками, поэтому категория «цвет» как аналитический фактор пиктограммы нами не рассматри­вается. Имеются случаи употребления черного и белого цветов часто в символическом смысле. Иногда испытуемые «привносят цвет, описывая черно-белое изображение как цветное (сходный феномен отмечен в тесте Роршаха в ответах на черно-белые таблицы).

Можно лишь наметить факторы, свидетельствующие об экстраверсивных и интроверсивных тенденциях. У лиц с чисто экстратенсивным переживанием по Роршаху размеры рисунка больше, композиция менее упорядочена, больше индивидуально-значимых образов. Следует отметить также наличие банальных метафорических образов, отражающих лишь эмоциональное содержание понятия и обеспечивающих приблизительное воспроизведение.

Наиболее широкий спектр аналитических факто­ров, общих для пиктограммы и теста Роршаха, имеется в группе особых феноменов. Идентично психо­логическое значение «шоковых» реакций, при этом поведенческие реакции испытуемых практически иден­тичны. Как и в тесте Роршаха, можно говорить о скрытом шоке, проявляющемся лишь в удлинении ла­тентного времени, открытом, вербализованном, когда испытуемый прямо выражает свое неудовольствие. Иногда высказывания испытуемых носят «обратный» характер — «какое приятное слово», «это интересно...» В пиктограмме можно говорить о «сверхкомпенсиро-ванном шоке», если после проявлений «шоковой» реакции испытуемый продуцирует удачный оригинальный образ. Сходно психологическое значение отказов от выбора образа в пиктограмме и отказов от интер­претации в тесте Роршаха. Даже отказы на «легкие» карты теста Роршаха (третья, пятая), характерные для больных шизофренией, имеют аналог в парадоксальных отказах на легкие понятия пиктограммы.

Сходно проявляются персеверативные тенденции. Вместе с тем, если в протоколах больных с интеллектуальным снижением персеверации проявлялись как в тесте Роршаха, так и в пиктограмме, то у больных шизофренией с высоким интеллектом наличие персевераций было отмечено только в пиктограмме.

Совершенно идентично значение спонтанных высказываний по ходу исследования. Как в тесте Роршаха, так и в пиктограмме можно выделить такие типы высказываний, как критика тестирования, самокритика, обсуждение, разбор.

В целом следует сказать, что пиктограмма более чувствительна к интеллектуальным нарушениям и в меньшей степени отражает аффективные особенности по сравнению с тестом Роршаха. Это связано с тем, что процесс построения образа пиктограммы в боль­шей степени отражает концептуальный уровень познавательных процессов, а тест Роршаха — перцептивный, хотя истолкование «пятен» Роршаха включает в себя не только элементы восприятия, но и зритель­ного мышления (Р. Арнхейм, 1974, 1981). Следует со­гласиться с мнением Л. М. Веккера (1981), что чем на более «низком» уровне познавательных процессов ос­новано выполнение метода, тем более полно проявляются в его результатах особенности личности.

Наличие в пиктограмме и тесте Роршаха как значительного количества общих характеристик, так и существенных отличий, делает целесообразным сочетанное применение обоих методов.

Пиктограмма и рисуночные тесты.

В качестве «параллельных» методик нами были применены рисуночный тест «дом, дерево, человек» и тест зрительной ретенции Бентона. Последняя проба является методом исследования памяти, но требует размещения нескольких геометрических фигур на од­ном листке бумаги. Именно необходимость размещения нескольких рисунков на листке бумаги обусловила выбор нами указанных методов, поскольку пиктограм­ма имеет ту же особенность. Кроме этого, ожидалось, что такие характеристики, как размер рисунков, ха­рактер линии, типы размещения рисунков на листке бумаги, вариабельность размеров, 'интенсивности на­жима, также окажутся общими для пиктограммы, теста «дом, дерево, человек» и теста Бентона.

Вместе с тем практическое сопоставление данных пиктограммы и рисуночных тестов не выявило ожи­даемых закономерностей. В целом графические ха­рактеристики пиктограммы значительно более вариабельны, чем характеристики теста Бентона. Там, где в пиктограмме отмечается четкая микрография, крае­вое расположение рисунков, в тесте Бентона в большинстве случаев размеры и расположение рисунков не обнаруживали особенностей — лишь в двух случаях (у больных шизофренией с депрессивно-параноидным синдромом) микрография и краевое расположе­ние рисунков были общими для пиктограммы и теста Бентона. Более значимой была корреляция между данными пиктограммы и рисуночных тестов в случае, когда имело место хаотическое или центрическое рас­положение рисунков на листке бумаги. Та или иная степень дестабилизации композиции отмечалась прак­тически во всех протоколах обследования по методике Бентона, но была выражена меньше, чем в пиктограмме. Еще менее четко выражена корреляция между данными пиктограммы и теста «дом, дерево, человек».

При макрогрэфическом или микрографическом ха­рактере пиктограммы рисунки «дом, дерево, человек» тех же испытуемых значительно меньше отличались по своему размеру. В нескольких протоколах исследо­вания по методу пиктограммы, где нажим линии был особо интенсивен (линия, рвущая бумагу), аналогич­ные изменения прослеживались и в тесте «дом, дере­во, человек».

Можно было отметить известный параллелизм в таких проявлениях, как стремление к замене рисунков. Однако в тесте «дом, дерево, человек» замена рисунков встречалась лишь тогда, когда в пиктограмме аналогичный феномен был выражен особенно резко (рис. 10).

При сопоставлении данных пиктограммы и рисуночных тестов можно сделать два основных вывода.

1. Графические характеристики пиктограммы более подвержены дестабилизации, чем графические характеристики теста Бентона и теста «дом, дерево, человек», В последних методиках изменения аналогичные изменениям пиктограммы, проявляются только при значительной выраженности эмоциональной пато­логии.

2. Признаки общей дестабилизации в пиктограмме и рисуночных тестах коррелируют в большей степени, чем признаки чрезмерной упорядоченности и повы­шенного контроля при выполнении метода. Указанные особенности следует объяснить не только незначительной надежностью рисуночных тестов при их применении у взрослых, но и тем, что в пиктограмме в отличие от теста Бентона непосредственно проявляются эмоциональные реакции испытуемых на предлагаемые понятия.

Рис. Ю. Рисунок «дом, дерево, человек» испытуемого К-, отражающий снижение способности к планированию (феномен замены)

Рис. П. Проявление органического графического симптомокомплекса в результатах теста Бентона и Бендер — Гештальт-теста. Слева — воспроизведение образцов психически здоровым испытуемым, справа — испытуемым, страдающим церебральным ате­росклерозом с интеллектуальным снижением

Следует детально остановиться на основной графической характеристике, которая с высокой степенью корреляции проявляется как при исследовании методом пиктограммы, так и рисуночными тестами. Речь идет об органическом графическом симптомокомплексе по И. Шванцаре. Нарушение координации движе­ний, способности к воспроизведению образа на уровне «изоморфизма подобия» и «метрического изоморфиз­ма», органический тремор являются глобальными ха­рактеристиками, которые оказывают влияние на вы­полнение всех рисуночных тестов. На рис, 11 приведе­ны образцы графической продукции испытуемого Г., отражающие изменения, входящие в органический графический симптомокмплекс. Эти изменения идентичны как в пробе «дом, дерево, человек», так и при копировании геометрических фигур (Бендер — Гештальт-тест), и при отсроченном воспроизведении образца (Бентон-тест).

Таким образом, в параллельных исследованиях по методике пиктограммы и другим методам экспериментально-психологического исследования удается уста­новить ряд общих, присущих нескольким методам факторов (групповые факторы).

Наиболее существенными являются черты, объеди­няющие пиктограмму и тест Роршаха, что обусловле­но проективным характером обоих методик. Однако пиктограмма дает меньший материал для выявления эффективных нарушений, будучи более чувствитель­ной методикой в отношении интеллектуальных особенностей.

Несмотря на то что пиктограмма является рису­ночным тестом, требующим размещения нескольких рисунков на одном листке бумаги, не удается выявить четкую корреляцию между формальными характерис­тиками рисунка, отмеченными в пиктограмме и других рисуночных тестах. При этом графические характеристики пиктограммы обнаруживают большую вариабельность. Закономерно выявляется в параллельных исследованиях по методу пиктограммы и другим ри­суночным тестам лишь органический графический симптомокомплекс.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Бланк № 1. Регистрационный лист к методике «пиктограмма»

Понятие Рисунок Разъяснения (спонтанные, дополни­тельные) Воспроиз- ведение Формализован-ная оценка

Бланк № 2. Сводная таблица данных пиктограммы

ГС Инд Инд—Пс Инд—С

М
Ат Ст Ориг+ Ориг—

К- К—Фт- К—Кф- Показатель адекватности (%)-

Показатель воспроизведения-

Шок_______________ Отказ__________________Локальный_________________

Употребление букв_________________Созвучие___________________________

Выхолощенная символика _______Недиффиринциируемость________________

Фрагментация________________ Спонтанные разъяснения__________________

Критика тестирования __________________Самокритика___________________

Обсуждение, разбор _____________________ «Я так считаю» ________________

Стереотипия (изображения людей) ——————— Ч: ЧД; Чд ______________

Атипическая стереотипия.———————— Персеверации _________________

Единая система _______________________________________________________

Графические характеристики: размер ___________ стабильность______________

Нажим ___________________стабильность, композиция_____________________

Схематизм __________________ нумерация ______________пунктуация _______

Взятие в рамку____________ Органический графический симптомокомокомплекс

Приложение 2

Каталог образов пиктограммы с ориентировочной формали­зованной оценкой.

Краткое пояснение к каталогу. Каталог охватывает все стан­дартные и повторяющиеся образы, а также отдельные примеры редких, оригинальных образов, как адекватных, так и неадекватных. Образы приводятся с ориентировочной формализованной оценкой. Расхождения в опенке возможны в основном по фактору индивидуальной значимости. Там, где образ в подавляющем большинстве случаев выбирается формально либо, напротив, име­ет индивидуальную значимость, указывается лишь наиболее час­тая детерминанта. В случае, если возможны оба варианта, пер­вым указывается более частый, второй берется в скобки. Если варианты встречаются с приблизительно одинаковой частотой, указываются оба, скобки не ставятся. Для обозначения совокуп­ности повторяющихся, стандартных, удачных оригинальных обра­зов используется термин «адекватные». Указывается также число локальных отказов на каждое из понятий набора. Ниже приво­дится сводная таблица используемых буквенных обозначений.

Фактор абстрактности: конкретные— К, фотографические — К Тф, конфабуляторные— К—Кф, атрибутивные — Ат, метафорические— М, графические, геометрические, грамматические сим­волы — ГС.

Факторы индивидуальной значимости: выбранные формаль­но— Ф, индивидуально-значимые, персонифицированные — Инд — Пс, образы-стимулы — Инд-С.

Фактор частоты: стандартные — Ст, оригинальные — Ориг.

Фактор адекватности: адекватные—«+», неадекватные — «Ориг —».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: