Основные вехи ее становления в нашей стране

Профориентология

Понятие профориентации в современной психологии.

Профориентация как комплексная система мер психологической поддержки личности.

Профориентация- система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуальных особенностей личности и потребностью общества.

Цель: оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Психологические причины возникновения профориентации.

Главная психологическая причина появления профориентации в том, что перед людьми возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было.

Основные вехи ее становления в нашей стране.

Первые лаборатории профориентации появились в 1903 г. В Страсбурге (Франция) и в 1908 г. В Бостоне (США).

Первая мировая война (1914-1918гг.) вызвала дальнейшее расширение потребности в определении профессиональной пригодности. В США был создан вариант группового теста по выявлению пригодности призывников к военной службе в различных родах войск. Опыт американских психологов показал эффективность профессионально-психологического отбора в профессию. В 1924г. появилась первая Лаборатория профконсультации, при институте по изучению мозга. В апреле 1927г. при поддержке Бехтерева при институте мозга было открыто первое в Бюро профконсультации. В школах вопросами профориентации занимались педагоги. В 30-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору стала разрабатывать систему школьной профориентации. В 1937 году отменили трудовое обучение в школе и стали резко сворачивать профориентационную работу. Таким образом, в эпоху Сталина - профориентацию, связанную со свободой выбора, просто запретили. Лидер советской психотехники Шпильрейн, занимающийся проблемами профотбора и профориентации был расстрелян в 1937 году. С середины 60-х до середины 80-х гг. профориентацию не запрещали, но уровень разработок понизился и в этот период профориентация стала деградировать. С середины 80-х гг., было создано более 60 региональных Центров профессиональной ориентации молодежи, а в районах множество пунктов профконсультаций. В этот период стоит отметить имя Апостолова, внесшего большой вклад для возрождения отечественной профориентации, и фактически для становления школьной психологической службы. В итоге в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации.В 1991г. вышел закон «О занятости населения», где школьную профориентацию фактически перевели в службы занятости. С 1992г. школьная профориентация была почти разрушена, лишившись государственной поддержки. Появилась острая потребность в профессиональном переобучении, профориентации психологической поддержке взрослых людей. В 1996г. Принято положение о профориентации – ее направления, методы, цели и задачи. В конце XX века отмечался теоретический и методический прогресс в российской профориентации.

Профориентационная работа, ее цели, задачи.

Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:
Профессиональное просвещение – информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности.
Профконсультация – помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности.

Профессиональная диагностика - изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей человека.
Профессиональный отбор — это процесс исследования личности кандидата и принятия решения о соответствии его знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств и здоровья конкретной деятельности.

Профессиональная адаптация - это процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой.

Основные методы профессиональной ориентации:
- информирование – индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (с помощью СМИ);
- психологическое и медицинское консультирование;
- психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;
- различные педагогические методы.

Работа с учащимися может проводиться:

Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).

Анкетирование

Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)

Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow