Директивная профконсультация – диагностическая и воспитательная.
В ходе диагностической профконсультации происходит изучение св-в Л чел-а, выявление требований предъявляемых к чел-у профессией. Клиенту рекомедуется та профессия, которая наиболее соответствует его способностям.
Недостатки: не учитывается динамичность рынка труда, не учитывается индивидуальность, т.к. в ходе проф.развития чел-к может меняться.
Воспитательная консультация основана на бихевиористических представлениях. Считают, что чел-а можно обучить любой профессии, нужно только правильно подобрать методы проф.обучения.
Недостаток – не учитываются знания диффенциальной ψ, т.к.существуют малоизменяющиеся индивидуальные различия.
Недирективной профконсультация делиться на:
психоаналитическую,
гуманистическую
активизирующую или развивающую.
Психоаналитическая. Гл.принцип – полный отказ от приемов самовоспитания и саморазвития. Принять себя таким какой есть.
Гуманистическая. Применяется метод свободных высказываний о себе и своих проблемах. Это позволяет осознать проблему и принять решение клиенту самому.
|
|
Минусы – как и аналитическая ψ требует большого количества времени, часто предмет профконсультации теряется уступая место проблемам Л.
Активизирующая или развивающая.
Гл.принцип – активизация процесса профессионального самоопределения. Если речь идет о выборе профессии, то гл.момент – смещение акцента с выбора профессии на подготовку к этому выбору.
Психолог дожжен дать понять клиенту что только тот выбор является обоснованным, который он сделает сам, самостоятельно и осознанно.
Типы профконсультаций: справочно-информационная, медицинская, диагностическая, развивающая, их основные цели и задачи.
С. С. Гриншпун выделяет несколько типов профконсультаций:
диагностическую, предусматривающую психологическое изучение личности оптанта;
медицинскую, учитывающую в первую очередь состояние здоровья человека;
справочно - информационную, направленную на обогащение знаний учащихся о мире профессий;
корректирующую, предназначенную для приведения в соответствие профессиональных намерений и наличных психологических и физиологических возможностей консультируемого;
формирующую, направленную на активизацию собственной позиции школьников в профессиональном самоопределении.