Рынок соусов Украины на сегодняшний день полностью сформирован и в денежном выражении составляет порядка 4,8 млн. грн.. В 2012 году впервые за три последние года, отечественный рынок «просел». По данным Госстата, уровень падения общего объема производства соусов (майонезы, эмульгированные соусы, кетчупы, соусы томатные и горчица) в натуральном выражении составил 2,9% (с 256,4 тыс. т. В 2011 г. до 248,9 тыс.т в 2012 г.).
По результатам 2012 г., основная доля (64,5%) в производстве соусов приходится на сегмент майонезом и эмульсированных соусов. 32,3% принадлежит сегменту кетчупов и томатных соусов и только 3,2% производству горчицы.
Табл.1- Объемы производства соусов в Украине, тыс. тонн
Продукт | Доля в общем объеме производства, % | |||||
Майонез, эмульгированные соусы | 181,8 | 165,5 | 164,4 | 163,8 | 160,5 | 64,5 |
Кетчуп, соус томатный | 84,5 | 70,5 | 78,9 | 84,1 | 80,5 | 32,3 |
Горчица | 7,4 | 7,8 | 8,8 | 8,5 | 7,9 | 3,2 |
Всего | 273,7 | 243,8 | 252,1 | 256,4 | 248,9 |
Количество производителей соусов в Украине весьма значительно. На долю топ – 5 операторов по результатам 2012 г. приходилось более 62% от общего объема производства продукции данной товарной категории. Крупнейшими украинскими производителями кетчупа по результатам 2012 года является ЧАО «Волыньхолдинг» и ЧАО «Чумак» - суммарно их доля составляет 78% в натуральном выражении, то есть можного прийти к выводу, что рынок кетчупа является монополизированным. Ассортиментное предложение крупнейших игроков рынка, как правило, включает широкое разнообразие майонезом, соусов, кетчупов и других продуктов.
|
|
ЧАО «Волыньхолдинг» (ТМ «Торин») – кетчуп («Торчин» «До шашлику». «Лагідний», «Золотий», «Чилі», «З паприкою», «З часником»), соусы на томатной основе («Сацебелі», «Мехікано», «Чилі», «Аджика», «Ткемалі», «До спагеті з італійськими травами»), майонез («Європейський», «Провансаль Традиційний», «Провансаль Домашній», «Делікатесний»), соусы на майонезной основе («Папрік», «Тартар», «Часниковий», «Грибний», «Французький з зернятами гірчиці»).
ЧАО «Чумак» - кетчуп («Лагідний для дітей», «Томатний», «До шашлику», «Лагідний», «Чілі», «З часником», «Гриль»), спагетти – соусы («Итальянский болоньез», с острым перцем «Аррабиата», с орегано и базиликом «Наполитана», с грибами «Боскайола»), томатная паста («Пирамидка» 70 г., в стеклянной банке 200 г., в стеклянной банке 380 г., 500 г., томатная паста в ведрах 1000 г. и 5000 г.), заправка для украинского борща, томатне соусы («Херсонский», «Краснодарский фирменный», «Украинский»), кухарские соусы («Кухарский классический», «Кухарский с овощами», «Кухарский с пряностями»), соусы- приправы («Техасский барбекю», «Чилийский», «Карпатский с грибами», «Болгарский со сладким перцем», «Айоли с чесноком», «Тартар», «Французский с горчицей», «Русский с хреном», «Мексиканский», «Грузинский», «Сацебели», аджика среднеострая).
|
|
ПАО «Львовский жиркомбинат» (ТМ «Щедро») – кетчуп («Томик», «Барбекю», «Супертоматный», «Шашлычный», «Нежный», «Чили»), соусы («К пасте», «К пельменям», «К рыбе с итальянскими травами», «Барекю», «Табаско», «Сальса», «Грибной», «Аджика», «Сацебели», «Тартар»), горчица («Французская», «Украинская с хреном», «Острая домашняя»).
ЧП «Виктор и К» - (ТМ «Королівський смак») – кетчуп («Томатний», «Лагідний», «Чілі», «До шашлику»), майонез («Імператорський», «Лагідний», «До посту», «Кулінарський», «Салатний», «Провансаль»).
Доли основных украинских операторов в производстве кетчупов на 2012 г. в натуральном выражении можно наблюдать на рис. 2
Рис. 2 Доли основных украинских операторов в производстве кетчупов по итогам 2012 года, %
Продукция украинских производителей соусов поставляется не только на внутренний рынок, но и на експорт. Так, динамика внешних поставок продукции за исследуемый период характеризуется положительными темпами прироста. Наиболее высокий показатель роста экспорта наблюдается в 2010 году и составил 25 % в натуральном выражении. В последующие годы темп прироста несколько уменьшился, но остался позитивным. Результаты 6 мес.2013 г. указывают на активизацию экспорта прлдукции – показатель оюбёма составил 15, 4 тыс.т. продукции, что на 15% в натуральном выражении больше, чем за аналогичный период 2012 г.
Объём поставлемой импортной продукции на украинский рынок также растет из года в год. Так, по итогам 2012 г. он достиг 19,7 тыс.т., что на 5% больше показателя предыдущего года. По результатам 6 мес. 2013 г. объём импорта вырос на 10 % относительно аналогичного периода 2012 г.
Основными экспортными рынками для украинских кепчуков, соусов являются Россия, Молдова, Беларусь, Литва и Грузия. Необходимо заметить, что структура экспорта за 6 мес. 2013 г. практически не изменилась с 2012 г.
Топ – 3 импортёров продукции на украинский рынок по итогам 2012 г. – Польша, Россия и Германия – составляет более 70 % от общего объёма импорта соусов.
Заметим, что по результатам 6 мес. 2013 г. перечень лидирующих стран-поставщиков остался прежним, однако удкльный вес продукции польського происхождения сократился с 25, 9% до 23,8%, тем самым уступив первенство российской продукции. Данные представлены на рис.3, рис.4.
Рис. 3 Структура экспорта соусов из Украины по итогам 2012 года, %
Рис. 4 Структура экспорта соусов из Украины по итогам 6 мес. 2013 г., %
Темпы прироста экспорта и импорта рынка кетчупа Украины за 2009-2012 гг. являетяс нестабильным и наблюдаются постоянные скачки, что и просматривается в табл. 2.
Табл. 2 - Динамика экспорта и импорта соусов в Украине за
2009- 6 мес. 2013гг.
Показатель | 6 мес. 2013 г. | ||||
Экспорт | |||||
Объем экспорта, тыс.тонн | 20,26 | 25,24 | 27,24 | 28,37 | 15,38 |
Темп прироста,% | 24,6 | 4,1 | 15,4 | ||
Импорт | |||||
Объем импорта, тыс.тонн | 14,33 | 16,97 | 18,78 | 16,69 | 10,22 |
Темп прироста, % | 18,4 | 10,7 | 4,9 | 9,6 |
Анализ объёмов внутреннего производства, а также экспорта и импорта кетчупа, майонезов и других соусов позволил представить общую структуру рынка соусов Украины в разрезе товарных категорий. Таким образом, на долю майонезов и других соусов приходится более 70 % общего объёма рынка по итогам 2012 г. Кетчупы и томатные соусы занимают 26% рынка в натуральном выражении. Как уже указывалось ранее, подавляющую долю предложения на рынке кетчупа, майонезов и других соусов Украины – 92 % в натуральном выражении – составляет продукция отечественного производства стоит заметить, что примерно равный удельный вес на украинском рынке занимает продукция из Польши. России и Германии – 2 %.
|
|
Рис. 5 –Структура украинского рынка кетчупа по торговым маркам
Соусы и кетчупы являются важной составляющей потребительской корзины многих украинцев. При этом в последнее время наметилось несколько основных тенденций развития потребительских предпочтений в Украине. Первой тенденцией в потреблении соусов в Украине является, стремление к потреблению более разнообразных соусов. Так в последние несколько лет существенно вырос спрос на сложные соусы, которые частично заменили потребителям, как обычный кетчуп, так и майонез. Последней тенденцией изменений предпочтений потребителей является рост интереса к экологически чистым и максимально полезным соусам. При этом высокая стоимость на данную продукцию не позволяет реализоваться интересу потребителей в реальный спрос на экологическую продукцию.
Если рассматривать частоту приобретения соусов и кетчупов, то чаще всего потребители покупают соусы один раз в месяц.
Рис. 4 - Частота потребления кетчупов, томатных соусов в Украине в 2013 году
Один раз в неделю соусы приобретает 21% потребителей, один раз в месяц — 33% потребителей. 31% покупателей приобретают данную продукцию раз в два месяца, а 15% потребителей — один раз в три месяца. При этом частота потребления связана как с интенсивностью потребления продукта отдельными потребителями, так и с количеством соусов, приобретаемых за один раз.
Рассматривания сезонность потребления кетчупа на рынке, стоит отметить, что его значительная часть не имеют значительной сезонности, потребления лишь несколько увеличивается перед праздниками и в летний «период пикников».