double arrow

Рынок кетчупа Украины

Рынок соусов Украины на сегодняшний день полностью сформирован и в денежном выражении составляет порядка 4,8 млн. грн.. В 2012 году впервые за три последние года, отечественный рынок «просел». По данным Госстата, уровень падения общего объема производства соусов (майонезы, эмульгированные соусы, кетчупы, соусы томатные и горчица) в натуральном выражении составил 2,9% (с 256,4 тыс. т. В 2011 г. до 248,9 тыс.т в 2012 г.).

По результатам 2012 г., основная доля (64,5%) в производстве соусов приходится на сегмент майонезом и эмульсированных соусов. 32,3% принадлежит сегменту кетчупов и томатных соусов и только 3,2% производству горчицы.

Табл.1- Объемы производства соусов в Украине, тыс. тонн

Продукт           Доля в общем объеме производства, %
Майонез, эмульгированные соусы 181,8 165,5 164,4 163,8 160,5 64,5
Кетчуп, соус томатный 84,5 70,5 78,9 84,1 80,5 32,3
Горчица 7,4 7,8 8,8 8,5 7,9 3,2
Всего 273,7 243,8 252,1 256,4 248,9  

Количество производителей соусов в Украине весьма значительно. На долю топ – 5 операторов по результатам 2012 г. приходилось более 62% от общего объема производства продукции данной товарной категории. Крупнейшими украинскими производителями кетчупа по результатам 2012 года является ЧАО «Волыньхолдинг» и ЧАО «Чумак» - суммарно их доля составляет 78% в натуральном выражении, то есть можного прийти к выводу, что рынок кетчупа является монополизированным. Ассортиментное предложение крупнейших игроков рынка, как правило, включает широкое разнообразие майонезом, соусов, кетчупов и других продуктов.

ЧАО «Волыньхолдинг» (ТМ «Торин») – кетчуп («Торчин» «До шашлику». «Лагідний», «Золотий», «Чилі», «З паприкою», «З часником»), соусы на томатной основе («Сацебелі», «Мехікано», «Чилі», «Аджика», «Ткемалі», «До спагеті з італійськими травами»), майонез («Європейський», «Провансаль Традиційний», «Провансаль Домашній», «Делікатесний»), соусы на майонезной основе («Папрік», «Тартар», «Часниковий», «Грибний», «Французький з зернятами гірчиці»).

ЧАО «Чумак» - кетчуп («Лагідний для дітей», «Томатний», «До шашлику», «Лагідний», «Чілі», «З часником», «Гриль»), спагетти – соусы («Итальянский болоньез», с острым перцем «Аррабиата», с орегано и базиликом «Наполитана», с грибами «Боскайола»), томатная паста («Пирамидка» 70 г., в стеклянной банке 200 г., в стеклянной банке 380 г., 500 г., томатная паста в ведрах 1000 г. и 5000 г.), заправка для украинского борща, томатне соусы («Херсонский», «Краснодарский фирменный», «Украинский»), кухарские соусы («Кухарский классический», «Кухарский с овощами», «Кухарский с пряностями»), соусы- приправы («Техасский барбекю», «Чилийский», «Карпатский с грибами», «Болгарский со сладким перцем», «Айоли с чесноком», «Тартар», «Французский с горчицей», «Русский с хреном», «Мексиканский», «Грузинский», «Сацебели», аджика среднеострая).

ПАО «Львовский жиркомбинат» (ТМ «Щедро») – кетчуп («Томик», «Барбекю», «Супертоматный», «Шашлычный», «Нежный», «Чили»), соусы («К пасте», «К пельменям», «К рыбе с итальянскими травами», «Барекю», «Табаско», «Сальса», «Грибной», «Аджика», «Сацебели», «Тартар»), горчица («Французская», «Украинская с хреном», «Острая домашняя»).

ЧП «Виктор и К» - (ТМ «Королівський смак») – кетчуп («Томатний», «Лагідний», «Чілі», «До шашлику»), майонез («Імператорський», «Лагідний», «До посту», «Кулінарський», «Салатний», «Провансаль»).

Доли основных украинских операторов в производстве кетчупов на 2012 г. в натуральном выражении можно наблюдать на рис. 2

Рис. 2 Доли основных украинских операторов в производстве кетчупов по итогам 2012 года, %

Продукция украинских производителей соусов поставляется не только на внутренний рынок, но и на експорт. Так, динамика внешних поставок продукции за исследуемый период характеризуется положительными темпами прироста. Наиболее высокий показатель роста экспорта наблюдается в 2010 году и составил 25 % в натуральном выражении. В последующие годы темп прироста несколько уменьшился, но остался позитивным. Результаты 6 мес.2013 г. указывают на активизацию экспорта прлдукции – показатель оюбёма составил 15, 4 тыс.т. продукции, что на 15% в натуральном выражении больше, чем за аналогичный период 2012 г.

Объём поставлемой импортной продукции на украинский рынок также растет из года в год. Так, по итогам 2012 г. он достиг 19,7 тыс.т., что на 5% больше показателя предыдущего года. По результатам 6 мес. 2013 г. объём импорта вырос на 10 % относительно аналогичного периода 2012 г.

Основными экспортными рынками для украинских кепчуков, соусов являются Россия, Молдова, Беларусь, Литва и Грузия. Необходимо заметить, что структура экспорта за 6 мес. 2013 г. практически не изменилась с 2012 г.

Топ – 3 импортёров продукции на украинский рынок по итогам 2012 г. – Польша, Россия и Германия – составляет более 70 % от общего объёма импорта соусов.

Заметим, что по результатам 6 мес. 2013 г. перечень лидирующих стран-поставщиков остался прежним, однако удкльный вес продукции польського происхождения сократился с 25, 9% до 23,8%, тем самым уступив первенство российской продукции. Данные представлены на рис.3, рис.4.

Рис. 3 Структура экспорта соусов из Украины по итогам 2012 года, %

Рис. 4 Структура экспорта соусов из Украины по итогам 6 мес. 2013 г., %

Темпы прироста экспорта и импорта рынка кетчупа Украины за 2009-2012 гг. являетяс нестабильным и наблюдаются постоянные скачки, что и просматривается в табл. 2.

Табл. 2 - Динамика экспорта и импорта соусов в Украине за

2009- 6 мес. 2013гг.

Показатель         6 мес. 2013 г.
Экспорт
Объем экспорта, тыс.тонн 20,26 25,24 27,24 28,37 15,38
Темп прироста,%   24,6   4,1 15,4
Импорт
Объем импорта, тыс.тонн 14,33 16,97 18,78 16,69 10,22
Темп прироста, %   18,4 10,7 4,9 9,6

Анализ объёмов внутреннего производства, а также экспорта и импорта кетчупа, майонезов и других соусов позволил представить общую структуру рынка соусов Украины в разрезе товарных категорий. Таким образом, на долю майонезов и других соусов приходится более 70 % общего объёма рынка по итогам 2012 г. Кетчупы и томатные соусы занимают 26% рынка в натуральном выражении. Как уже указывалось ранее, подавляющую долю предложения на рынке кетчупа, майонезов и других соусов Украины – 92 % в натуральном выражении – составляет продукция отечественного производства стоит заметить, что примерно равный удельный вес на украинском рынке занимает продукция из Польши. России и Германии – 2 %.

Рис. 5 –Структура украинского рынка кетчупа по торговым маркам

Соусы и кетчупы являются важной составляющей потребительской корзины многих украинцев. При этом в последнее время наметилось несколько основных тенденций развития потребительских предпочтений в Украине. Первой тенденцией в потреблении соусов в Украине является, стремление к потреблению более разнообразных соусов. Так в последние несколько лет существенно вырос спрос на сложные соусы, которые частично заменили потребителям, как обычный кетчуп, так и майонез. Последней тенденцией изменений предпочтений потребителей является рост интереса к экологически чистым и максимально полезным соусам. При этом высокая стоимость на данную продукцию не позволяет реализоваться интересу потребителей в реальный спрос на экологическую продукцию.

Если рассматривать частоту приобретения соусов и кетчупов, то чаще всего потребители покупают соусы один раз в месяц.

Рис. 4 - Частота потребления кетчупов, томатных соусов в Украине в 2013 году

Один раз в неделю соусы приобретает 21% потребителей, один раз в месяц — 33% потребителей. 31% покупателей приобретают данную продукцию раз в два месяца, а 15% потребителей — один раз в три месяца. При этом частота потребления связана как с интенсивностью потребления продукта отдельными потребителями, так и с количеством соусов, приобретаемых за один раз.

Рассматривания сезонность потребления кетчупа на рынке, стоит отметить, что его значительная часть не имеют значительной сезонности, потребления лишь несколько увеличивается перед праздниками и в летний «период пикников».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: