double arrow

Конкурентоспособность

В современной экономической науке для оценки конкурентоспособности предприятий и их продукции используется свыше 100 методов и более 300 показателей. Рассмотрим кратко только те из них, которые, по нашему мнению, могли бы найти применение на украинских предприятиях. Это методы:

· многоугольника конкурентоспособности (метод «профилей» конкурентоспособности;

· семантического позиционирования;

· анализа возможностей конкурентов (сравнительных преимуществ);

· теории эффективной конкуренции

Оценка конкурентоспособности методом многоугольника (методом «профилей») базируется на выявлении различных критериев удовлетворения запросов потребителей применительно к какому-либо продукту, затем устанавливается их иерархия и сравнительная важность в пределах того спектра характеристик, которые в состоянии заменить и оценить потребитель, проводится сравнение технико-экономических данных продукта с другими конкурирующими продуктами.

Метод семантического позиционирования применяется для оценки уровня конкурентоспособности продукции или предприятия на основе опроса покупателей (потребителей) продукции и выявления их мнения о качестве продукции, престиже торговой марки, дизайне упаковки, цене, рекламе и других факторах, определяющих конкурентоспособность

Метод анализа возможностей конкурентов (сравнительных преимуществ) основан на том, что предприятие, обладая определенными конкурентными преимуществами перед другими товаропроизводителями в затратах или качестве, может завладеть определенным сегментом рынка, потеснить конкурентов, то есть оно может быть конкурентоспособным.

Метод теории эффективной конкуренции предполагает использование четырех групп показателей, которые комплексно оценивают эффективность использования ресурсов предприятием, действующим на определенном сегменте рынка.

Табл. 6. Ведомость оценки конкурентоспособности кетчупов

Показатели Вес Торчин Щедро Чумак Heinz
Маркировка 0,05        
Упаковка 0,05        
Органолептика 0,05        
Внешний вид 0,05        
Консистенция 0,05        
Запах 0,05        
Вкус 0,1        
Физико - химические показатели 0,6 4,3 4,1 4,5 4,5
Сухие вещества (заяв./факт.),% 0,2        
Сорбиновая кислота(сорбаты, Е200), не более 500 мг./кг. 0,1        
Бензойная кислота (бензоат, Е210-211), не более 1000 мг./кг. 0,1        
Красители 0,1        
Гидроксиметилфурфурол, мг./кг. 0,05        
Крахмал (указано/фактически) 0,05   3,5    
ИТОГО   4,7 4,6 4,5 4,2

Табл. 7Ведомость оценки конкурентоспособности предприятий по производству кетчупа

Параметры Торчин Щедро Чумак Heinz
1. По товару 4,5 3,5 4,6 4,1
а) престиж торговой марки; 4,5   4,5  
б) стильность упаковки; 4,5      
в) ширина ассортиментного ряда;   3,5   4,5
г) доступность покупки;        
д) доверие к марке. 4,5   4,5  
2. Цена   4,5   2,5
3. По каналам сбыта 4,5   4,25 3,5
а) фирменной торговли; 4,5   4,5 3,5
б) торговых представителей. 4,5     3,5
4. Стимулирование сбыта 4,5 3,5 4,5  
5. Производство 4,5 3,5 4,75  
а) современность технологического оборудования; 4,5 3,5 4,5  
б) современность технологии. 4,5 3,5    
Сумма 22 19 22,1 19,1

При определении конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей соков использовались данные, тестирования шашлычных кетчупов, проведенных Центром экспертизы ТЕСТ в феврале – марте 2012 года. Общая оценка (100%) складывалась из оценки маркировки (5%), упаковки (5%), органолептики (20%), физико – химических показателей (70%).

По маркировке и упаковке оценку «отлично» получили все 4 производителя. По органолептическим свойствам «отлично получили» две фирмы: «Торчин» и «Щедро», в то время как ТМ «Heinz» получила отметку «плохо» (здесь подвели запах и вкус кетчупа). По физико – химическим показателям первенство можно присудить ТМ «Чумак» и ТМ «Heinz» они получили 4,5 балла. По средним подсчётам лидерами вышли ТМ «Торчин» (4,7 балла), следом идёт ТМ «Щедро» (4,6) и ТМ «Чумак» (4,5). И замыкает цепочку ТМ «Heinz», получившая отметку 4,2.

В результате проведенной работы можно сказать, что на рынке кетчупов существует два несомненных лидера по конкурентоспособности, которые уступают друг другу лишь на 0,1 балла – это ТМ «Чумак» и ТМ «Торчин» 22,1 и 22 балла соответственно. ТМ «Торчин» незначительно уступает своему конкуренту по таким позициям, как производство и товар. Третье место идёт за ТМ «Heinz» и четвёртое – ТМ «Щедро».

Выводы

Проведя данную работу, можно сделать вывод, что рынок кетчупа Украины является конкурентоспособным. На Украине преобладает отечественная продукция, которая в полной мере удовлетворяет потребности потребителей.

Но не стоит забывать о том, что ассортиментный ряд данного товара постоянно обновляется. Появляются новые и новые фирмы, которые со временем начинают занимать определенную долю рынка и таким образом завоёвывают имеющихся потребителей. Именно поэтому компаниям постоянно нужно развиваться в своей сфере производства, дабы не потерять имеющихся и завоевать новых потребителей.

Список литературы

1. [http://www.slideshare.net/annalesiuk9/marketing-analysis-fmcg] – «Соусы и майонезы. FMCG. Маркетинговый обзор рынка»

2. [http://pro-capital.ua/press_center/expert/view/39/] – «Рынок соусов, кетчупов и майонеза - автор - аналитический департамент компании ProCapital Group. Журнал «Food ua. Продукты Украины»»

3. [http://www.health-diet.ru/usda/vegetable/17337.php] – «Калорийность Кетчуп. Химический состав и пищевая ценность.»

4. Калорийность Кетчуп. Химический состав и пищевая ценность.

5. [http://www.inmoment.ru/beauty/health-body/ketchup.html] – «Кетчуп: вред и польза. Состав кетчупа. Полезные свойства кетчупа. Какой кетчуп выбрать» Автор: Ершова Наталья


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: