Античная эпоха

Предпосылки для возникновения науки появились в странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. В этот период появляются первые признаки институциализации науки – процесс, связанный с организацией исследований и воспроизводства субъекта научной деятельности. Этот процесс сопровождается возникновением и консолидацией ученых сообществ, научно-исследовательских и специальных учебных заведений. В Древнем Египте уже существовало своеобразное высшее научное учреждение – «дом жизни», где накапливались наиболее ценные достижения производства и интеллектуального труда.

Многие историки, склонны сегодня считать, что математика и даже научное познание в целом берет свое начало в Древней Греции. Особое значение здесь придается деятельности Фалеса Милетского, который первым поставил вопрос о необходимости доказательства геометрических утверждений и сам осуществил целый ряд таких доказательств. Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Первые греческие философы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, несколько позднее – пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл и другие – размышляют о происхождении мира, его строении, пытаются постигнуть его начала и причины. Не случайно их так и называли – «физиками», от греческого слова «фюсис» – природа.


Рисунок 1. Этапы развития науки

Древнегреческая наука (Демокрит, 460–370 гг. до нашей эры; Аристотель 384–322 гг. до нашей эры) дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления. В практику мыслительной деятельности была введена система абстрактных понятий, появилась традиция поиска объективных законов мироздания и др. Этот период ознаменовался созданием первых теоретических систем в области геометрии (Евклид, III век до нашей эры), механики (Архимед, 287–212 гг. до нашей эры) и астрономии (Птолемей, II век до нашей эры).

Образование крупных эллинистических монархий в III в. до н.э. существенно изменило условия развития науки. Значительная часть философов и ученых жила теперь при дворах эллинистических правителей на их содержание или пользовалась их милостями. В Александрии при поддержки правительства Птолемеев, стремящихся к приданию еще большего блеска своей столицы, были основаны знаменитые библиотека (в ней было собрано около полумиллиона рукописей) и Мусейон (греч. Museion – храм муз). Последний представлял собой совокупность научных и учебных заведений, он имел астрономическую лабораторию, зоологический и ботанический сады, анатомический театр и другие службы для проведения экспериментальных исследований. Сотрудники Мусейона работали на профессиональной основе, получали от государства содержание и не платили податей. Здесь творили Евклид, Эрастосфен и многие другие.

Христианская церковь канонизировала накопленные человечеством знания, установила приобретший силу государственного закона запрет на свободное научное творчество, которое служило источником прогресса античного общества. В 529 г. при византийском императоре Юстиниане как оплот язычества была закрыта выросшая из платоновской Академии и просуществовавшая почти тысячу лет Афинская школа – центр античной науки того времени. Вместе с неоплатоновскими академиками-философами, изгнанными из отечественного храма науки в Персию, на Восток перемещается и мировой центр научной активности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: