Эпоха средневековья

Эпоха средневековья – огромный вклад в развитие науки внесли ученые Арабского Востока и Средней Азии (Ибн Сина, 970–1037 гг.; Бируни, 973–1048 гг. и др.), сумевшие сохранить и развить древнегреческие традиции, обогатив науку в ряде областей знания: медицине, философии, математике, астрономии, физике, геологии, истории и др.

А. Койре напоминал о важнейшей роли арабского мира в том, что бесценное наследие античного мира было усвоено и передано далее Западной Европе: «…Именно арабы явились учителями латинского запада. Первые переводы греческих философских научных трудов на латинский язык были осуществлены не непосредственно с греческого, а с арабских версий, то это произошло не только потому, что на Западе не было больше уже – или еще людей знающих древнегреческий язык, но и еще, потому что не было никого, способного понять такие трудные книги, как «Физика» или «Метафизика» Аристотеля или «Альмагест» Птолемея».

Оживление научной жизни в Византии наметилось лишь в середине IX в. в Константинополе возникает высшая школа (университет), которой руководит Лев Математик. Преподавание в нем строилось по античному образцу, программа предусматривала изучение «семи свободных искусств»: тривиума (грамматики, риторики, диалектики) и квадривиума (арифметики, геометрии, астрономии, музыки).

В Европе в это время получила широкое развитие схоластика, алхимия и астрология.

Схоластика – тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии (богословию), соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.

Алхимия – своеобразное явление культуры, получившее широкое распространение в эпоху позднего средневековья. Своей главной задачей алхимики считали превращение неблагородных металлов в благородные с помощью «философского камня». Алхимия заложила традиции опытного изучения веществ и создала почву для возникновения химии.

Астрология – это учение, согласно которому по расположению небесных светил, возможно предсказать исход предпринимаемых действий, а также будущее отдельных людей и целых народов. Астрология стимулировала на определенном этапе развитие наблюдательной астрономии и содействовала развитию ее опытной базы.

Несколько позже появляются университеты в Европе. Старейшие среди них являлись Болонский (1119 г.), Парижский (1160 г.), Оксфордский (1167 г.), Кембриджский (1209 г.), Падуанский (1222 г.), Неаполитанский (1224 г.). Они были не только учебными, но и научными центрами.

Примерно в 1440 году И. Гутенбергом изобретен европейский способ книгопечатания, что привело к переходу от переписывания книг от руки к тиражному производству и дало качественный скачок в истории книжного дела, и всей мировой культуры. Создаются возможности быстрого закрепления и массового распространения результатов научных исследований. К 1500 г. в Европе насчитывалось более 50 тыс. различных сочинений.

В современном понимании наука начала складываться в 16-х – 17-х веках. В этот период было подорвано господство религиозного мышления и наука начала превращаться в самостоятельный фактор духовной жизни. Именно тогда кроме наблюдения наука берет на вооружение эксперимент, как ведущий метод исследования.

В 1603 г. в Риме создается первая академия наук – Академия Деи Личеи (дословно: рысье-глазых), членом которой был Г. Галилей. В 1660 г. основывается один из ведущих центров Европы – Лондонское королевское общество. С 1665 г. оно издает «Философские записки» – один из самых старейших научных журналов мира. Оценка наиболее значимых результатов научного творчества от имени профессионального журнала становится нормой.

Успехи этого времени (Галлией 1564–1642 гг., Декарт 1595–1650 гг., Ньютон 1643–1727 гг. и др.) привели к тому, что наука стала выступать как высшая культурная ценность. Именно тогда произошла первая научная революция, приведшая к формированию механистической картины мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: