Общее понятие науки

ТЕМА 1. НАУКОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

Общее понятие науки

Исследователь, включаясь в научную деятельность, должен достаточно четко и осознанно представлять себе: что такое наука, как она организуется, знать закономерности развития науки, структуру научного знания, четко представлять критерии научности нового знания, которое он намерен получить, формы научного знания, которыми он пользуется и в которых он намерен выразить результаты своего научного исследования и т.д., то есть все то, на что он должен будет опираться в своей научно-исследовательской деятельности для того, чтобы она была осмысленна и организованна[1].

Несмотря на длительную историю становления науки в научной литературе на сегодня нет однозначного определения науки. В различных источниках их насчитывается более 150. Обратимся к некоторым наиболее распространенным определениям.

«Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и спо­собностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата науч­ного производства»[2].

«Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает в себя как дея­тельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельной отрасли научного знания. Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов»[3].

«Наука – систематизированное знание объектов любой природы, выраженное в формах, обеспечивающих общее, одинаковое (по меньшей мере, для специалистов) его освоение и понимание, а также особый вид деятельности по достижению такого знания»[4].

Из вышеприведенных определений следует, что наука как феномен – явление многоаспектное. Она является важнейшим элементом культуры и характеризуется следующими взаимосвязанными признаками:

– совокупностью объективных и обоснованных знаний о природе, обществе, человеке;

– деятельностью, направленной на получение новых достоверных знаний;

– совокупностью социальных институтов, обеспечивающих существование, функционирование и развитие знания и познания.

Данные признаки отражают существующие на сегодня три основные концепции в понимании науки (рис.1):

– наука как социальный институт (система взаимосвязей между научными организациями и членами научных сообществ, совокупность научных учреждений и структур научного обслуживания, системы научной информации, норм и ценностей науки и т.п.);

– наука как процесс (научная деятельность);

– наука как результат (научные знания).

 
 


Рис.1. Основные концепции понятия «наука»

Цель науки – получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины.

Основными задачами науки являются:

1) сбор, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: