Тема 24. Пути развития русской прозы второй половины XIX века

Общественно-политическая и культурная жизнь России 1860–1870-х гг. Идеология революционного народничества («Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел»). Литературное народничество: этические и эстетические принципы, темы и жанры прозы, основные представители. Журналистика 1860–70-х гг. «Современник» Н.А. Некрасова, «Библиотека для чтения» А.В. Дружинина, «Время» и «Эпоха» братьев Достоевских. «Отечественные записки» и его редакционный коллектив.

Творчество Г.И. Успенского. Обыденная жизнь городских низов («Нравы Растеряевой Улицы», «Будка»). Цикл художественно-публицистических очерков («Власть земли»). Крестьянский мир: поэзия «земледельческого труда». Очерк «Выпрямила»: процесс духовного возрождения человека. Документальная основа и принципы художественного обобщения. Авторское присутствие, публицистичность. Циклизация очерков. Особенности психологической характеристики. Юмор и лиризм.

Литературная деятельность Н.Г. Чернышевского: культурно-исторический тип личности «шестидесятника». Мировоззрение и эстетические принципы и их воплощение в романе «Что делать?» Утопизм, программность, публицистическое начало в романе. Нормативная постановка темы личности. Теория «разумного эгоизма». Переосмысление традиционных сюжетных мотивов. Идеализирующий принцип обобщения в создании образа героя. «Новые люди» и «особенный человек». Значение образа Рахметова. Проблемы свободного труда и положения женщины. Черты утопии в романе.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Традиции Н.В. Гоголя и сатира Щедрина. Цикл «Губернские очерки». Художественные способы создания сатирических образов. Элементы фольклора в поэтике очерков. Собирательные образы. Салтыков-Щедрин в «Современнике»: публицистика, полемика с журналами «Время», «Русское слово», «Эпоха». Сатирический цикл «Помпадуры и помпадурши»: изображение пореформенной России. Салтыков-Щедрин в «Отечественных записках» (1868–1884). «История одного города» как антиутопия. Проблема народа и власти. Образы-символы. Сатира, ирония, гротеск. «Господа Головлевы». Творческая история романа. Жанровое своеобразие. Тема нравственной деградации и гибели дворянства. «Сказки для детей изрядного возраста»: основные темы, особенности сатирической типизации. Эзопов язык. Своеобразие метода, стиля, поэтики Щедрина. Жанровое многообразие творчества («Хроники», «Обозрения», дневники, очерки, сказки, романы).

Творчество И.С. Тургенева. Цикл очерков «Записки охотника». История создания и публикации цикла. Образы крестьян. Диалектика общего и индивидуального в характерах. Роль образа охотника. Автор и рассказчик. В.Г. Белинский о новаторстве Тургенева в изображении народа. Роман «Отцы и дети». Исторические приметы времени в романе и их значение. Социально-идеологический конфликт и конфликт поколений. Значение любовной линии. Истории любви Павла Петровича и Базарова. Мировоззрение Базарова. Причина трагедии. Роль эпилога в концепции образа главного героя. Жанровая форма романа. Особенности сюжетно-композиционного построения. Принципы типизации: портретный рисунок, роль вещественных деталей. Приемы «тайной психологии». Особенности языка и стиля. Д.И. Писарев и Н.Н. Страхов о романе.

Творчество И.А. Гончарова. Первые литературные опыты: романтическая лирика и физиологический очерк. «Фрегат Паллада» как художественное произведение. Эстетические взгляды Гончарова. Романное наследие Гончарова. Гончаров о принципах типизации (ст. «Лучше поздно, чем никогда»). Описательные приемы в романе «Обломов»: интерьер, портрет, вещи, окружение. Традиция Гоголя. Обломов как «тип русской жизни». Противоречия в характере Ильи Ильича. Роль любовного сюжета и женских образов в раскрытии характера главного героя. Обломов и Штольц: способы создания образов, смысл противопоставления. Ирония, лиризм и трагизм в авторском повествовании о главном герое Фольклорно-мифологические элементы и аллюзии произведений мировой литературы в романе (Шекспир, Сервантес, Гете). Н.А. Добролюбов и А.В. Дружинин о романе. Статьи Гончарова 1870-х гг.: проблема идеального героя. Место романа «Обрыв» в творчестве писателя. Эволюция замысла. Тема преемственности поколений, духовности и нигилизма в романе.

Творчество Н.С. Лескова. Ранняя публицистика. Развитие крестьянской темы в произведениях 1860-х гг. Особенности изображения национального характера. Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы («Некуда», «На ножах»). Образы правдоискателей и праведников из народа. Изображение талантливости и самобытности русского человека. Хроника «Соборяне»: особенности жанра. Традиции древнерусской литературы в поэтике «Соборян». Образы главных героев. Особенности сатиры Лескова последних лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: