Раннее творчество Толстого. Идея «нравственного совершенствования». Влияние дневника на художественную структуру «Истории вчерашнего дня», «Детства». Жанровое своеобразие трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Основная проблематика, система образов. Образ Николеньки Иртеньева: Этапы становления личности. «Диалектика души».
«Севастопольские рассказы» как художественный цикл. Поэтика названия, система персонажей, сюжетно-композиционные особенности повести «Казаки». Идея «общей жизни» и закон связанности всего со всем в поэтике Толстого («Поликушка»). Н.Г. Чернышевский о художественных принципах писателя.
Замысел романа «Декабристы» и его место в творческой истории «Войны и мира». Философско-историческая концепция и философско-эстетическое «обоснование» художественных принципов Толстого. Сложный тип романической структуры. Галерея образов, основные конфликты, нравственная и философская проблематика. Приемы и средства раскрытия характера в произведении (роль внутреннего монолога, портрет, художественная деталь, сопряжение восприятия разных героев). «Мысль народная» и ее реализация в произведении. Изображение Отечественной войны 1812 года и философия истории Л.Н. Толстого. «Война и мир» как «роман-эпопея»
История создания романа «Анна Каренина». Семейная тема в русском романе 1870-х гг. и творчество Толстого. Традиции западноевропейского романа. Система персонажей. Сюжетно-композиционные особенности. Мотивная структура. Линии Анны и Левина. «Жизнь души» и концепция духовности. Смысл эпиграфа и своеобразие авторской позиции. Основные концептуальные метафоры романа. Жанровое своеобразие.
Этический и социальный характер духовных исканий Толстого в кризисный и послекризисный период. Публицистика писателя. Религиозно-философские исследования Толстого. Толстой и Церковь. Эстетические декларации Толстого. Новая авторская позиция в «народных рассказах» и в «Исповеди». Драматургия Толстого («Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»).
История создания романа «Воскресение». Взаимосвязь личного и общего как основной нравственно-философский стержень романа. Сюжетно-композиционные особенности. Поэтика названия. Мотивная структура. Специфика изображения «воскресения». Жанровое своеобразие романа.
Поэтика поздней повести Толстого. Философская природа, «исследовательский», «экспериментальный» характер «аналитической» повести писателя. Художественная образность и публицистичность. Жанровая динамика, «романизация» повести. Особенности героя и сюжета («Холстомер», «Крейцерова соната»). Притчевое начало и мотивная структура повести «Смерть Ивана Ильича». Поэтика повестей «После бала», «Хаджи-Мурат». Сюжетное своеобразие повести «Фальшивый купон». Художественное воплощение нравственного принципа «непротивления злу насилием».
Русская религиозная философия о позднем творчестве Толстого (С. Булгаков, Л. Шестов, В. Розанов, Н. Бердяев). Мировое значение Толстого – художника и мыслителя.