Тема 28. Творчество Л.Н. Толстого

Раннее творчество Толстого. Идея «нравственного совершенствования». Влияние дневника на художественную структуру «Истории вчерашнего дня», «Детства». Жанровое своеобразие трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Основная проблематика, система образов. Образ Николеньки Иртеньева: Этапы становления личности. «Диалектика души».

«Севастопольские рассказы» как художественный цикл. Поэтика названия, система персонажей, сюжетно-композиционные особенности повести «Казаки». Идея «общей жизни» и закон связанности всего со всем в поэтике Толстого («Поликушка»). Н.Г. Чернышевский о художественных принципах писателя.

Замысел романа «Декабристы» и его место в творческой истории «Войны и мира». Философско-историческая концепция и философско-эстетическое «обоснование» художественных принципов Толстого. Сложный тип романической структуры. Галерея образов, основные конфликты, нравственная и философская проблематика. Приемы и средства раскрытия характера в произведении (роль внутреннего монолога, портрет, художественная деталь, сопряжение восприятия разных героев). «Мысль народная» и ее реализация в произведении. Изображение Отечественной войны 1812 года и философия истории Л.Н. Толстого. «Война и мир» как «роман-эпопея»

История создания романа «Анна Каренина». Семейная тема в русском романе 1870-х гг. и творчество Толстого. Традиции западноевропейского романа. Система персонажей. Сюжетно-композиционные особенности. Мотивная структура. Линии Анны и Левина. «Жизнь души» и концепция духовности. Смысл эпиграфа и своеобразие авторской позиции. Основные концептуальные метафоры романа. Жанровое своеобразие.

Этический и социальный характер духовных исканий Толстого в кризисный и послекризисный период. Публицистика писателя. Религиозно-философские исследования Толстого. Толстой и Церковь. Эстетические декларации Толстого. Новая авторская позиция в «народных рассказах» и в «Исповеди». Драматургия Толстого («Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»).

История создания романа «Воскресение». Взаимосвязь личного и общего как основной нравственно-философский стержень романа. Сюжетно-композиционные особенности. Поэтика названия. Мотивная структура. Специфика изображения «воскресения». Жанровое своеобразие романа.

Поэтика поздней повести Толстого. Философская природа, «исследовательский», «экспериментальный» характер «аналитической» повести писателя. Художественная образность и публицистичность. Жанровая динамика, «романизация» повести. Особенности героя и сюжета («Холстомер», «Крейцерова соната»). Притчевое начало и мотивная структура повести «Смерть Ивана Ильича». Поэтика повестей «После бала», «Хаджи-Мурат». Сюжетное своеобразие повести «Фальшивый купон». Художественное воплощение нравственного принципа «непротивления злу насилием».

Русская религиозная философия о позднем творчестве Толстого (С. Булгаков, Л. Шестов, В. Розанов, Н. Бердяев). Мировое значение Толстого – художника и мыслителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: