Тема 32. Поэзия «серебряного века»

Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа XIX–XX вв. и в первые десятилетия ХХ в. в литературе и в изобразительном искусстве. Утверждение новой концепции художественного произведения. Модернизм, декаданс, символизм.

Символизм 1890-х гг. и младосимволизм (1900-х гг.). Символ в эстетике символизма. Софиология Вл. Соловьева (Абсолют, София, Мир, Мировая душа, Всеединство). Поэзия Ин. Анненского и формирование русского символизма. «Новое религиозное сознание» в творчестве Д. Мережковского, З. Гиппиус, К. Фофанова. Русская и западная идеалистической философии. Работа Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки». Две концепции искусства символистов 1890-х гг.: Д. Мережковский и В. Брюсов. Религиозно-философские «Собрания» и формирование «нового религиозного сознания». Журнал «Мир Искусства». Писатели и философы в журнале (Д. Философов, Д. Мережковский, В. Розанов, Л. Шестов). Мережковский как теоретик символизма и литературный критик. Брюсов как организатор символистского движения в России и редактор журнала «Весы». К. Бальмонт – поэт импрессионистской стилевой тенденции. Ф. Сологуб (Ф.К. Тетерников): исследование темы зла. Концепция творчества как преображения жизни.

Новые школы в символизме в 1900-е гг. «Младшие символисты» (Андрей Белый, А. Блок). Поэтическое творчество и литературно-критические работы Вяч. Иванова, Ю. Балтрушайтиса, Эллиса. Оформление эстетической системы символизма. Теория «действенного искусства». Теургическая концепция искусства. Андрей Белый (Б.Н. Бугаев): характерное выражение художественного мышления младосимволистов.

Творчество А.А. Блока. «Стихи о Прекрасной Даме»: мотивы мистических предчувствий. Поэтический путь Блока как «трилогия вочеловечивания». Сб. «Нечаянная радость»: реальность и романтическая фантастика. «Снежная маска»: характер метафор в книге. Разрыв с символистами-мистиками. Ст. «Народ и интеллигенция»: трагическое ощущение оторванности от народной жизни. Лирические драмы как этап художественных исканий («Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка»). Тема Человека в сб. «Страшный мир». Романтическая сатира (цикл «Пляски смерти»). Трагическое в поэзии Блока. Лирика 1910-х гг. («Ямбы»). Программное значение и художественная специфика поэма «Соловьиный сад». Тема исторических судеб России (циклы «На поле Куликовом», «Родина»). Поэма «Возмездие»: особенности жанра и стиля. Эволюция поэтического стиля. Блок и революция. Поэма «Двенадцать»: художественный мир поэмы. Стихотворение «Скифы», связь с поэмой. Публицистика Блока («Интеллигенция и Революция», «Катилина», «Крушение гуманизма», «Владимир Соловьев и наши дни», «О назначении поэта»). Традиции Блока в русской литературе.

Кризис символизма, формирование новой эстетической платформы. Вечера на «Башне» Вяч. Иванова. Дискуссия о символизме в «Обществе ревнителей художественного слова». «Цех поэтов»: Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов, В. Нарбут, М. Зенкевич и др. Акмеизм. Разнородность акмеистического движения: Гумилев и Городецкий. «Вещное» восприятие мира. Творчество поэтов «Парнаса» (Т. Готье и др.), французский «стилизм» рубежа веков (А. де Ренье, А. Франс). «Адамисты». Культ первоначал жизни в природе и человеке. Акмеизм как «вершина» единого культурного процесса. Своеобразие поэтического стиля в поэзии акмеистов.

Н.С. Гумилев как теоретик акмеизма и основатель «Цеха поэтов». Сб. «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга». Эпический характер лирики Н. Гумилева. Ст. «Наследие символизма и акмеизм» – манифест нового направления в поэзии. Метрическое своеобразие стиха. Сб. «Колчан». Трагический пафос поздней поэзии. Христианские мотивы, мифологемы. Литературно-критические статьи писателя («Письма о русской поэзии»).

А.А. Ахматова. Кн. стихов «Вечер» и «Четки». Лирика несбывшихся надежд, иллюзий любви, «изящной печали». Характер «вещной» символики, роль детали. А. Ахматова и Ин. Анненский. «Камерность» и «драматургичность» поэтического мира. Особенности психологизма. Сб. «Белая стая». Гражданский и национальный пафос. Ответственность за судьбы России. «Пушкинское» в ахматовской лирике. Роль Ахматовой в обновлении метрики русского стиха.

О.Э. Мандельштам. Связь ранней лирики с поэзией позднего символизма. Кн. стихов «Камень». Требование «прекрасной ясности» и «вечности» образов. Поэзия Мандельштама и традиции мировой культуры. Стихи Мандельштама как «поэзия поэзии». Драматическая напряженность лирики поэта. Сб. «Tristia». Расхождения со вторым «Цехом поэтов». Трагическая тональность стихов.

Футуризм и литература «авангарда». Пафос творческого разрушения как основной принцип авангардного искусства. «Эгофутуризм» (И. Северянин и др.). «Кубофутуризм» (В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых, В. Маяковский и др.). «Пролог эгофутуризма» (1911) и «Пощечина общественному вкусу» поэтов группы «Гилея» как манифесты нового направления. Группа «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак). Неоднородность футуристического движения, внутренняя противоречивость. Проблема синтеза искусств. Русский футуризм в контексте европейского футуризма. Эксперименты в области поэтики и стилистики. «Самовитое» слово. Жанры футуристической поэзии, прозы и драматургии. Футуристический театр. Футуристы в годы мировой войны.

Велимир Хлебников (В.В. Хлебников). Эстетическая концепция творчества. Опыты в области русского стихосложения. Мифотворчество. Философия мира и времени. Языкотворчество и развитие русского словесного искусства и русского стиха. Поэма «Ладомир» как программное произведение поэта и итог творчества поэта.

Творчество В.В. Маяковского. Поэтический дебют: «Ночь», «Утром». «Пощечина общественному вкусу». Противоречия поэтической практики и футуристической теории. Трагедийно-протестующая тональность поэзии. «Поэт и толпа», мотив одиночества. Образ поэта-проповедника грядущего мятежа («Владимир Маяковский. Трагедия»). Поэма «Облако в штанах». Сатирические произведения Маяковского («Клоп», «Баня») и традиции русской демократической сатиры. Мечта о гармоническом обществе будущего и гармоническом человеке, фантастико-утопические формы ее воплощения. Экспрессионистские тенденции. Языковое новаторство поэта, особенности ритмики, строфики и рифмы.

Многообразие литературных направлений. Имажинизм. Конструктивизм. Крестьянские поэты. Творчество С.А. Есенина. Творчество М.И. Цветаевой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: