Тема 31. Развитее реализма в прозе 1890–1910-х гг

Переосмысление значения и сущности искусства. Статья Д.И. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

Писатели реалистических течений рубежа XIX–XX вв. как наследники традиций Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. Дискуссии о судьбах реализма в критике. Писатели круга «Среды» и «Знания» (Н. Телешов, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький, Л. Андреев, И. Шмелев и др.). Жанры и стилевые особенности реалистической прозы. Эволюция «знаньевцев» после поражения революции 1905 г. Кризис издательства. Неореализм. Импрессионистские тенденции в прозе Б. Зайцева, раннего И. Бунина, экспрессионистской – в прозе и драматургии Л. Андреева.

Творчество И.А. Бунина. Формирование жанра лирико-философского рассказа («Антоновские яблоки», «Сосны», «Новая дорога»). Художественное исследование психологии русского человека («Деревня», «Суходол», «Иоанн Рыдалец», «Захар Воробьев»). Изображение современной цивилизации («Братья», «Господин из Сан-Франциско»). Мотивы бессмертия души и красоты («Сны Чанга», «Легкое дыхание»). Концепция любви как «святого свойства души» («Святые»), трагедийное осмысление чувства («Легкое дыхание», «Грамматика любви»). Автобиографический роман «Жизнь Арсеньева»: особенности жанра и композиции. Эссеистика Бунина («Освобождение Толстого»). Стиль писателя.

Творчество А.И. Куприна. Социально-психологическая повесть «Молох»: особенности художественного конфликта. Проблема «естественного человека» («Олеся»). Художественные особенности купринской новеллы. «Поединок»: трагедия «запутанного и угнетенного сознания». Трансформация библейского сюжета в повести «Суламифь». Силы искусства и разгул кровавой стихии («Гамбринус»). Своеобразие решения любовной тематики («Гранатовый браслет», «Яма»). Традиции реализма XIX в. в творчестве Куприна.

Творчество М. Горького. Романтико-фантастические («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Девушка и смерть», «Песнь о Соколе» и др.) и романтико-реалистические («Челкаш», «Дед Архип и Лёнька», «Коновалов», «Мальва» и др.) произведения. Горький и Ницше. Концепция личности в рассказе «Старуха Изергиль». «Босяцкий» цикл: драма внутренней свободы героя. Повесть «Фома Гордеев»: история русского капитала. Пьеса «На дне»: история создания и сценическая судьба, особенности конфликта, философский аспект. Споры о правде и человеке в пьесе. Традиции чеховской драматургии и жанровое своеобразие пьесы. Изображение революционной действительности в романе «Мать». Понятие «нового реализма». Художественное исследование феномена мещанства в повестях окуровского цикла. «Жизнь Матвея Кожемякина»: проблематика и особенности композиционной структуры повести. Автобиографические повести «Детство» и «В людях».

Творчество Л.Н. Андреева. Экспрессионистская тенденция в русском реализме начала ХХ в. Фельетонистика, очерки. Мотив «нечаянной радости» («Баргамот и Гараська», «Петька на даче» и др.). Образ «маленького человека» и проблема «подпольного сознания». Западная философия (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Гартман). Идея трагического одиночества человека в мире («Большой шлем»), бессилия человеческого сознания («Мысль», «Мои записки»). «Жизнь Василия Фивейского» и «Красный смех»: место в развитии художественного метода и стиля Андреева. Человек и рок как центральная проблема творчества. Пьеса «К звездам». Проблема «революция и интеллигенция» («Марсельеза», «Губернатор», «Рассказ о семи повешенных»). Поиски «сущностей мира». Философские драмы «Жизнь человека», «Черные маски», «Анатэма». Иррационализм миропонимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: