Различия между детерминизмом и причинностью

В чём же различия между этими понятиями?

«Детерминизм (лат. determinare - определять) - философская концепция по вопросу о месте и роли причинности» Из этого определения следует, что понятие причинность рассматривается как необходимая составная часть детерминизма и что последний утверждает, что кроме причинных отношений, может включать в себя другие типы детерминации т.е. непричинные.

Примером непричинного обусловливания детерминации является функциональная связь между отдельными свойствами и характеристиками предмета.

Непричинные отношения, между явлениями можно определить как такие отношения, в которых наблюдается взаимосвязь, взаимообусловленность между ними, но отсутствует непосредственное отношение генетической производительности и временной асимметрии, т.е. стороны непричинного отношения существуют во времени, а не возникают одно против другого. Непричинные и каузальные отношения существуют не раздельно, «общие философские представления и опыт ряда наук, как будто бы дают нам основания говорить о том, что хотя непричинные законы актуально всегда существуют, любой непричинный закон должен в конце концов получить причинное обоснование, быть выведенным из причинных отношений.

Во всех науках есть законы, которые носят причинный и непричинный характер. Например, в механике разделы: кинематика, статика и законы сохранения являются непричинными, а вот динамика полностью строится на причинных законах. Кинематика рассматривает структуру движения, т.е. она рассматривает связь элементов заданного движения. В статике упоминаются силы, но они рассматриваются не как причины движения, а рассматривается только структура сил и систем сил. А причины возникновения или порождения движения изучает динамика. Динамика является фундаментом механики, лежит в основе кинематики и статики.

Представление о причинно - следственных отношениях в динамике у обучаемых физике дает чёткое понимание примой и обратной задачи механики.

Для диалектико-материалистического понимания каузальности большое значение имеет анализ связи и взаимодействия.

Рассмотрим причинно - следственные отношения в аспекте временной упорядоченности.

Перед философами стояла трудность в решении вопроса, где искать первопричину различных причинно - следственных рядов, если отсутствует взаимопреход причины в следствие и обратно. «Такой причинный ряд не имеет внутри себя достаточной внутренней обоснованности, потому что конечная причина данного ряда, при отсутствии в нём взаимодействия, является внешней по отношению к нему». Одно явление будучи следствием предшествующего явления, порождает последующее явления, а это - другое последующее и т. д.». В этой связи возникает вопрос, где причина этого последующего явления. Такой вопрос всегда будет открытым потому, что сколько бы не продолжался причинно - следственный ряд, конечная причина ряда оторвана от него, является внешней по отношению к нему» При изучении взаимодействия такое затруднение не рассматриваем.

Любая форма движения материи одновременно может быть и конечной, и действующей причиной любой другой, вследствие способности материи превращаться из одной формы движения материи в другую. Вечная и бесконечная материя существует как бесконечная совокупность явлений, событий, процессов, каждое из которых несёт в себе момент бесконечности. Следовательно, свойство быть причиной самой себя выступает как цепочка взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом конечных явлений, любое из которых несёт в себе момент конечной причины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: