Альтруизм — это нравственный принцип, предписывающий человеку совершать бескорыстные действия, направленные на благо других людей. Благо другого более значимо для альтруиста, чем собственное «Я». Сам термин был введен французским философом О. Контом (1798—1857) в противоположность понятию «эгоизм». Эгоизм — более первичное, почти природное начало, свойственное
всем людям, а альтруизм появляется постепенно, в ходе социальной эволюции человечества.
Генетик и философ В. П. Эфроимсон полагал, что в наследственной природе человека заложено нечто такое, что извечно влечет его к справедливости, к подвигам, к самоотвержению. У человека есть огромные, хотя и противоречивые потенции к совершению добра, которые заложены в самой его наследственной природе воздействием особых биологических факторов, игравших существенную роль в механизмах естественного отбора в процессе эволюции наших предков. И не правы те, кто считает, что человеку врожден только эгоизм.
Иначе пришлось бы сделать вывод, что все этические начала в человеке порождены лишь воспитанием, религией, верой, убежденностью, являются особенностями, каждый раз заново приобретаемыми под влиянием среды в ходе индивидуального развития, то есть ненаследственными. Зато вспышки массовой жестокости — не только результат дурного воспитания и культивирования, это и возврат к животным инстинктам, к первобытным звериным, из века в век подавляемым, но именно естественным свойствам.
Стада и орды дочеловеков и роды, племена первых людей могли некоторое время обходиться без каких-либо коллективистических и альтруистических инстинктов. Они могли на время побеждать и плодиться, но были обречены на гибель, были тупиками эволюции, ее иссыхающими веточками. Лишь детеныши стай, орд, родов, племен с достаточно развитыми инстинктами и эмоциями, направленными не только на личную защиту, но и на инстинктивную, полусознательную или сознательную защиту потомства, защиту коллектива в целом, имели шансы выжить. В условиях доисторических и даже исторических индивиды, у которых отсутствовали эти инстинкты, и общины, в которых они были редки, непрерывно устранялись естественным отбором за счет малой численности выживавших детенышей.
Комплекс этических эмоций и инстинктов, подхватываемых естественным отбором в условиях той специфики существования, оказывается необычайно широким и сложным. Многие противоестественные, с точки зрения вульгарного социат-дарвинизма, виды поведения оказывались на самом деле совершенно естественными и наследственно закрепленными. Поэтому свойственное человеку стремление совершать благородные, самоотверженные поступки не является простой позой (перед собой или другими), не порождается только расчетом на компенсацию раем на небе, чинами, деньгами и другими благами на земле, не является лишь следствием воспитания. Альтруизм — не просто религиозный идеал, это непреложная потребность человечества в целом.
В. П. Эфроимсон не мог доказать наличие врожденной предрасположенности к альтруизму, опираясь на факты, но он совершенно прав в том, что без альтруистических мотивов поведения хотя бы небольшой части людей не смогло бы выжить человечество в целом.
Альтруизм, выражающийся прежде всего как жалость, сострадание к другому человеку, — чувство загадочное и таинственное по своей природе. Как возможно, спрашивал А. Шопенгауэр, чтобы не мое страдание сделалось мотивом для меня и побудило бы меня к действию? Как возможно, что при виде чужого страдания страдаю и я сам? Это явление, полагал Шопенгауэр, есть великое таинство этики.
Вл. Соловьев, комментируя эти высказывания Шопенгауэра, не видел ничего таинственного в явлении сострадания. По его мнению, существует естественная, органическая связь всех существ, как частей одного целого. Это данные опыта, а не только умозрительная идея, а потому и психологическое выражение этой связи — внутреннее участие одного существа в страдании других, сострадание, или жалость, — есть нечто понятное и с эмпирической точки зрения, как выражение естественной и очевидной солидарности всего существующего. «Это участие существ друг в друге соответствует явному смыслу вселенной, вполне согласно с разумом или совершенно рационально. Бессмысленно или иррационально, напротив, взаимное отчуждение существ, их субъективная отдельность, противоречащая объективной нераздельности. Этот факт внутреннего эгоизма, а никак не взаимное участие между частями единой природы, есть действительно нечто таинственное и загадочное в высшей степени, — нечто такое, о чем разум не может дать прямого отчета, и основания этого явления не могут быть найдены путем опыта»[68].
Соловьев формулировал два правила альтруизма — отрицательное и положительное: не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других; делай другому все то, чего сам хотел бы от других. Короче и проще эти два правила, соединяемые обыкновенно вместе, выражаются так: никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай. Первое, отрицательное, правило называется правилом справедливости, второе — милосердия. Правда, считал Соловьев, такое различие не совсем точно. Ведь в основе второго правила также лежит справедливость: если я желаю, чтобы другие помогали мне в нужде, то справедливо, чтобы и я им помогал. С другой стороны, если я не хочу никого обижать, то ведь потому, что я в других признаю такие же живущие и страдающие существа, как я сам; но в таком случае я, конечно, буду стараться по возможности избавлять эти существа от страдания: я их не обижаю, потому что их жалею, но если я их жалею, то я буду и помогать им. Милосердие предполагает справедливость, а справедливость требует милосердия, это только различные стороны, различные способы проявления одного и того же начала[69].
Между этими двумя сторонами или степенями альтруизма есть действительное различие, но нет, и не может быть противоречия, считал Соловьев. Не помогать другим — уже значит обижать их; человек последовательно справедливый непременно будет исполнять и обязанности милосердия, а человек истинно милосердный не может быть в то же время несправедливым.
Общее правило альтруизма: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою, — вовсе не предполагает материального или качественного равенства всех субъектов. Такого равенства, по Соловьеву, не существует в природе, и требовать его было бы бессмысленно. Дело идет не о равенстве, а лишь о равном праве на существование и развитие своих положительных сил. Дикий папуас имеет такое же право существовать и совершенствоваться в своей сфере, какое имели Франциск Ассизский или Гете — в своей. Уважать это право мы должны одинаково во всех случаях — убийство дикаря есть такой же грех, как убийство гения или святого, но из этого не следует, что они были равноценны во всех отношениях и что мы должны были относиться к ним одинаково вне пределов этого общечеловеческого права.
«Логические требования альтруизма всеобъемлющи, разум не знает пристрастий и перегородок; и в этом он совпадает с тем чувством, на которое психологически опирается альтруизм. Жалость, как мы видели, также универсальна и беспристрастна, и в ней человек доходит до «уподобления Богу», потому что обнимает одинаковым участием всех без различия: и добрых, и «врагов истины», и людей, и демонов, и даже «естество пресмыкающихся»[70].