double arrow

Аморализм

Аморализм означает отрицание моральных устоев и общеприня­тых норм поведения, нигилистическое (отрицательное) отношение к нравственным нормам и принципам. На практике аморализм может быть связан с нравственной неразвитостью того или иного индивида или порождаться социальными противоречиями, приводящими к деградации целых слоев общества и духовному распаду личности. В теории аморализм обычно подменяет моральные критерии утили­тарно-прагматическими, конъюнктурно-политическими, эстетиче­скими критериями или же индивидуалистическими соображениями свободы, самоутверждения, наслаждения, выгоды личности и т. п. Аморализм выражается в признании полной относительности, ус­ловности и прагматичности любых принципов и норм морали, в от­рицательном отношении к ценностям общественной культуры (в ан­тичной философии — у киников и некоторых софистов). В истории неоднократно встречались периоды, когда господствующая мораль сопровождалась практическим аморализмом, а оппозиция к ней подчас переходила в неприятие всякой нравственности вообще.

Так, В. И. Ленин, выступая в 1920 году на III съезде комсомола, говорил, что морально все то, что служит делу строительства ком­мунизма. По сути, он ориентировал молодежь на оправдание любо­го поступка, который служит борьбе за коммунизм. Потому любое поведение законопослушных строителей коммунизма заранее объ­являлось нравственным, и им выдавалась индульгенция на все то, что в цивилизованном обществе называется аморальным или пре­ступным.

Ленин убеждал партию и ее детище — комсомол в том, что амо­ральность, если только она осуществляется в интересах классовой борьбы пролетариата, является «моральной». Это было быстро усвое­но его последователями. Член ЦКК С. И. Гусев заявил на XIV съезде партии: «Ленин нас учил, что каждый член партии должен быть аген­том ЧК, то есть смотреть и доносить.

Если мы от чего-либо страдаем, то это не от доносительства, а от недоносительства... Можно быть прекрасными друзьями, но раз мы начинаем расходиться в политике, мы вынуждены не только рвать нашу дружбу, но идти дальше — идти на доносительство». Ленин фактически предлагал большевистской партии заменить слова «аморальный», «антиморальный», «безнравст­венный» словами «коммунистическая нравственность».

Ленин учил, и это было воспринято его последователями, что во имя будущего, во имя коммунизма морально абсолютно все: гражданские войны, массовый государственный террор, экспорт револю­ции, безбрежное насилие, расстрелы непокорных, чудовищные со­циальные эксперименты. Конечно, нельзя сбросить со счетов из­вестную привлекательность догм ленинизма — фантастические идеи о совершенном и справедливом коммунистическом рае. Но на са­мом деле Ленин и его партия со времени завоевания ими власти ут­вердили слегка завуалированную жестокую государственную экс­плуатацию, на смену прежнему социальному неравенству пришло новое, не менее сильное. Место классовой несвободы заняла то­тальная несвобода. И обещание народу всяческих экономических и социально-политических благ, обещание догнать и перегнать в бли­жайшем будущем передовые капиталистические страны обернулось отставанием во всех жизненных сферах: в политике, экономике, мо­рали, культуре и т. п.[71]

Такой же аморальный стиль жизни существовал в СССР в эпо­ху, непосредственно предшествующую его распаду, в правление Л. И. Брежнева. Господствующая верхушка, истово проповедуя мо­ральные ценности строителя коммунизма, призывая народ отдавать все силы строительству нового общества, терпеть нужду и лишения во имя счастья будущих поколений, сама цинично попирала все нормы морали — процветали взятки, казнокрадство, безудержное личное обогащение и т.д. Все это вело к тому, что стремительно па­дал нравственный уровень всего народа, в обществе росли апатия и наплевательское отношение к малооплачиваемому труду, неверие в какие бы то ни было идеалы. Распространенной была поговорка: «Они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что работаем».

Часто встречается убеждение, характерное, например, для эпохи Возрождения (Макиавелли, иезуит Лойола и другие), что мораль должна быть полностью подчинена политическим задачам, ради достижения которых оправданны любые методы («цель оправдывает средства»). В наиболее циничной и человеконенавистнической фор­ме аморализм проявился в идеологии и практике фашизма (культ фюрера, освобождающего своих подданных от «химеры совести»).

Ярким проявлением аморализма как протеста против лицемер­ной общественной морали является идеология некоторых молодеж­ных движений, например хиппи, которые отбрасывали все мораль­ные нормы как якобы буржуазные: они принципиально не работа­ли, жили попрошайничеством, проповедовали свободную любовь, наркотики и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: