double arrow

Нигилизм

Нигилизм (от лат. «nihil» — ничто) — это отрицание общепри­нятых ценностей, идеалов, моральных норм. В русской культуре второй половины XIX века нигилистами называли представителей

радикального течения разночинцев-шестидесятников, отрицавших устаревшие социальные устои и моральные ценности крепостниче­ской России, проповедавших материализм и атеизм. Яркий пример такого нигилиста — Евгений Базаров в романе И. Тургенева «Отцы и дети».

Наиболее последовательным аналитиком нигилизма является Ф. Ницше. У Платона впервые, считал он, за миром чувственным появился мир сверхчувственный. Возникало сущностное различие между созданными вещами и создателем — Богом. Бог принимает образ высшего порядка, являя всю полноту благ, высшего добра. Так в европейском сознании устанавливается связь онтологической идеи и морального идеала. Бог — это определенная онтология, ко­торая у Ницше одновременно формулируется как враждебная жиз­ни мораль.

Для Нищие христианский Бог — это прежде всего совокупность моральных категорий и принципов: благо, добро, любовь, благо­дать. В христианстве, одним из источников которого было учение Платона, появляются мир горний и мир дольний, мир истинный и тот мир, в котором мы влачим свое повседневное существование. Но сочинять сказки про какой-то другой мир, считал Ницше, — со­вершенно бессмысленное занятие, если только оно не вызвано ин­стинктом отрицания, недоверия к жизни. Если же нами движет этот инстинкт, мы в отместку за нашу жизнь создаем фантасмагорию «иной, лучшей» жизни.

Идея Бога — условие существования мира ценностей, она дела­ет ценности вечными, непреходящими, превращает их в действую­щую силу сверхчувственного мира, защищает от посюсторонности, от жизни. Но рано или поздно наступает эпоха, когда Бог умирает. Ницше понимал и переживал нигилизм как обесценение мира вооб­ще, считая самой исчерпывающей его характеристикой смерть Бога. Бог европейской истории утратил свою значимость для человече­ской воли, а вместе с этим пали и все его исторические производ­ные — идеалы, принципы, нормы, цели и ценности. Поскольку че­рез них наполнялось смыслом все, с их падением ничто уже не мог­ло удержать от «ничтожества» ни одну сферу жизни. Люди еще держатся разнообразных «оазисов» смысла, хранят веру в осколки прежнего образа, но единой хранящей опоры у них уже нет. Так свет звезды, погасшей тысячу лет назад, еще доходит до нас, остава­ясь, однако, простой видимостью.

Прежний сверхчувственный мир целей и мер уже не пробуждает и не несет жизнь. Тот мир теперь сам безжизнен — он мертв. Христианская вера еще существует, однако правящая в том мире лю­бовь уже перестала быть принципом всего совершающегося здесь и теперь.

Авторитет Бога, авторитет церкви с ее учительской миссией ис­чезает, но его место заступает авторитет совести и рвущегося сюда же разума. Бегство от мира в сферу сверхчувственного заменяется историческим прогрессом. Потусторонняя цель вечного блаженства преобразуется в земное счастье для большинства.

Будучи не в состоянии создать ничего нового, нигилизм консер­вирует религии, метафизики, убеждения всякого рода. Но за всем этим скрывается усталость, фатализм, разочарования или злоба. Даже русский нигилизм, считал Ницше, — это прорыв к новой вере, который остается такой же верой, вызванной потребностью в опоре, в силе, действующей извне.

Истинный мир потерял свою привлекательность — он не спаса­ет, ни к чему не обязывает, ничего не добавляет к эмпирическому факту, к картине мира позитивистской науки. Истинный мир и Бог стали бесполезными идеями, которые необходимо упразднить. Без­раздельное господство христианской морали над умами людей при­вело к нигилизму и социализму. Нигилизм означает для европей­ской культуры исчерпанность возможностей ее развития по векто­рам прежних ценностей, поскольку это уже «полые идолы». Религия, мораль, искусство, наука стали формами самоотчуждения и самоотрицания человека, причем отрицание человеком самого себя достигает максимальной силы, что означает катастрофу евро­пейской духовности, за которой последуют катастрофы социальные.

Нигилизм и сейчас остается принципом жизни довольно боль­шого числа людей, прежде всего маргиналов, которые, выброшен­ные на периферию жизни, отставшие от бешеных темпов прогресса, не соответствуя ему ни возрастом, ни образованием, не верят ни в Бога, ни в черта, ни в какие-либо моральные ценности.


63 Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Т. 1. М., 1990. С. 99.

64 Соловьев В. С. Оправдание добра. С. 142. (курсив Вл. Соловьева).

[65] Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики // Шопенгауэр А. Собр. соч.:в 6 т. Т. 3. М., 2001. С. 440.

[66] Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. С. 37.

[67] Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. С. 37.

[68] Соловьев В. С. Оправдание добра. С. 160—161.

[69] См.: Соловьев В. С. Указ. соч. С. 168.

[70] Там же. С. 169.

[71] См.: Розип О. Ленинская мифология государства. М., 1996. С. 280—290.

[72] Цит. по: Бердяев /. А. Константин Леонтьев // Бердяев Н. А. о русской философии. Ч. 1.С. 204.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: