Кто виноват, когда не везет

Вопрос этот, между прочим, принципиальный. Речь идет о соотношении воли и гибкости в вашем характере, умении подчинять себе обстоятельства и подчиняться им. «Кто вы — корабль со своим курсом или плывущий по течению листок? Иными словами — интернал, т. е. активный уверенный в себе человек, полагающий, что желанные перемены в жизни зависят от его собственных усилий, или экстернал, предпочитающий надеяться на удачу и естественный ход событий? Штольц или Обломов?

Оцените себя с этой точки зрения по прежней 11-бал­льной системе и результаты запишите. Затем подсчитайте отдельно суммы баллов нечетных и четных вопросов и отложите их на соответствующих осях И (интернальность) и Э (экстернальность). Координаты полученной точки характеризуют вашу психологическую ориентацию.

1. То, что многим кажется везением, на самом деле — результат упорного труда.

2. В сложной ситуации я предпочитаю подождать, пока проблема разрешится сама собой.

3. Успехи больше зависят от способностей человека, чем от случайных обстоятельств.

2*
4. Я верю в удачу.


5. Думаю, что случай не играет v важной роли в моей жизни.

6. Многие мои успехи стали возможны только благодаря чьей-то помощи.

7. Во время работы я предпочитаю сам решать, что и как делать.

8. Мои успехи зачастую зависят от счастливого случая.

9. Кто не смог добиться успеха, скорее всего сам в этом виноват.

10. Я стараюсь не планировать слишком далеко вперед, потому что очень многое зависит от обстоятельств.

В зависимости от того, в каком квадранте располо­жена полученная точка, вы относитесь к одному из че­тырех типов:

Фаталист. Склонен верить только в везение. Лучшее лекарство от этой болезни — активные действия. Это помо­жет почувствовать свои силы и поверить в них. Но задачи, которые при этом ставятся, должны быть реальны и вы­полнимы.


Авантюрист. Любит действовать на авось, частенько переоценивая себя. Склонен бросаться в бой, не подумав о последствиях. Но излишняя самоуверенность нередко приводит к неудачам, которые дают «авантюристу» полез­ные уроки. Если же есть нужда в более серьезном Тренинге, то следует обратиться к психологу.

Рационалист. Таков наш знакомый Штольц. Он пре­успевает в жизни, потому что хорошо понимает, что именно зависит от него, а что — от других, и действует в зависимости от расстановки сил.

Инфант. Кто это — Обломов, «маменькин сынок», привыкший отсиживаться за чужой спиной? Не торопитесь с ярлыками. Еще раз напомним, что заведомо плохих характеристик тут нет. Есть лишь соответствие или не­соответствие требованиям, которые предъявляет вам жизнь. Паганель из жюльверновских «Детей капитана Гранта» тоже, между прочим, инфант, что не мешает ему быть незаурядным исследователем.

Если же вы считаете, что вам не хватает веры в себя, умения реально оценивать ситуацию, то не мешает заняться специальным тренингом. Подробности вы можете узнать, например, в упоминавшейся уже ассоциации работ­ников профориентации.

И еще одно замечание по поводу инфантов. Порой их беда — в умудренности знаниями, не подкрепленными твердыми представлениями о том, зачем и как эти знания добывать. В результате вырастают люди, неспособные самостоятельно думать, принимать решения. Они рас­суждают подобно тем старичкам, что пичкали их в свое время готовой информацией, и потому все знают наперед. «Несмотря на свою младенческую несамостоятельность, психологически они очень немолоды. Сказано это, конечно, не в обиду старшему поколению. Иной почтенный специа­лист не перестает удивлять свежестью и оригинальностью мышления, а его молодой коллега наводит тоску повторе­нием штампов из учебника. Иными словами, дело тут не в календарном возрасте, а в творческом, характеризующем фактическое состояние психики. Чтобы определить его, предлагается десять ситуаций. В каждой из них выберите наиболее подходящую для вас реакцию.

1. Вы опаздываете и находитесь неподалеку от автобус­ной остановки. Подходит ваш автобус. Что вы сделаете?

а) побегу, чтобы успеть;


б) буду идти как можно быстрее;

в) буду идти немного быстрее, чем обычно;

г) буду идти, как и шел;

д) посмотрю, не идет ли следующий автобус, а потом решу, что делать.

2. Ваше отношение к моде:

а) признаю и действую, чтобы соответствовать ей;

б) признаю то, что мне подходит;

в) не признаю современные экстравагантные модели;

г) не признаю современную моду вообще;

д) признаю и отвергаю, смотря по настроению.

3. В свободное время вы охотнее всего...

а) проводите время с приятелями;

б) смотрите телевизор;

в) читаете художественную литературу;

г) разгадываете кроссворды;

д) занимаетесь чем угодно.

4. На ваших глазах совершается явная несправедливость. Ваши действия?

а) сразу постараюсь восстановить справедливость всеми доступными средствами;

б) встану на сторону пострадавшего и постараюсь ему помочь;

в) постарюсь восстановить справедливость в рамках закона;

г) а что можно сделать? Осудить про себя очередную несправедливость и продолжить свои дела;

д) вмешаюсь в обсуждение, не высказывая своего мне­ния.

5. Когда вы слушаете современную молодежную музы­ку, то...

а) приходите в восторг;

б) испытываете удовольствие;

в) думаете, что и этим должны «переболеть»;

г) не признаете этот шум и грохот;

д) считаете, что на вкус и цвет товарищей нет.

6. Вы находитесь в дружеской компании. Что для вас важно?

а) возможность продемонстрировать свои способности;

б) сделать так, чтобы люди не забыли, с кем имели дело;

в) соблюсти приличия;

г) не выделяться;

д) вести себя в соответствии с нормами этой компании.

7. Какая работа вам нравится?


а) содержащая элементы неожиданности и риска;

б) разная, но не монотонная;

в) такая, где можно использовать свой опыт и знания;

г) нетрудная;

д) смотря по настроению.

8. Насколько вы предусмотрительны?

а) склонен приниматься за дела не раздумывая;

б) предпочитаю сначала действовать, а уже потом рассуждать;

в) предпочитаю не участвовать в делах, пока не выяснены хотя бы основные их последствия;

г) предпочитаю участвовать только в таких делах, где успех гарантирован;

д) отношусь к делам в зависимости от ситуации.

9. Доверчивы ли вы?

а) доверяю некоторым людям;

б) доверяю многим людям;

в) не доверяю многим;

г) не доверяю никому;

д) все зависит от того, с кем я имею дело.

10. Ваше настроение?

а) преобладает оптимистическое;

б) часто оптимистическое;

в) часто пессимистическое;

г) преобладает пессимистическое;

д) в зависимости от обстоятельств.

Подсчитайте отдельно количество положительных ответов по каждой позиции — от «б» до «д». Затем

найдите общую сумму по формуле: Т = 2(б + Зв + 4г + 2д). Полученная цифра — ваш творческий возраст.

Если количество баллов совпадает с вашим возрастом, то все в порядке. Для тех, кто предпочитает творческую деятельность, желательно, чтобы психологический возраст не опережал паспортный. А если после тридцати лет он отстанет, то это будет значить, что вы в хорошей форме, свободны от стереотипов и ваши возможности далеко не исчерпаны. Когда ваш творческий возраст идет немного впереди — тоже неплохо: значит, вы успешно справитесь со стандартными действиями, требующими четкости и пунктуальности.

Желающие омолодить свой творческий потенциал могут воспользоваться несколькими проверенными способами. Американцы, например, чтобы избавиться от привычки к стандартным решениям, отправляются в лес, причем


в глухие места, подальше от цивилизации. Уходя на неделю, группа берет с собой однодневный запас еды. Добыть остальное помогут сообразительность и смекалка. Эти качества, как правило, недолго дремлют, если без них не обойтись. В итоге люди возвращаются не только отдохнувшими от будничного однообразия, но и способными свежим взглядом посмотреть на привычные вещи.

От такого возрастного недостатка, как недоверие к другим, помогает избавиться, например, альпинизм. Общая связка, страховка в руках товарища заставляют даже заядлого индивидуалиста почувствовать себя членом кол­лектива.

Но, как известно, лазить по отвесным скалам может не каждый. Есть и другой способ сломать в себе ростки догматизма, приверженности к незыблемым истинам, кото­рые не так уж редко оказываются старыми заблуждениями. Не раз бывало, что опытный специалист, успевший стать догматиком в своей узкой области, на глазах преобра­жался, занявшись новой для себя тематикой. Заинтере­сованность, творческая активность, оригинальные идеи — все это может появиться, если попытаться взглянуть за свой привычный «горизонт».

Сложнее, когда творческий возраст молодого человека заметно отстает от календаря. Пора взрослеть, пора совер­шать самостоятельные поступки. Но при этом старайтесь, чтобы они были серьезны и по-взрослому продуманны.

ТРИ Я

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь, —

На самом деле то, что именуют мной,

Не я один. Нас много. Я — живой.

Эти строки Н. Заболоцкого можно понимать по-разному. Нетрудно увидеть здесь лишь возрастные изменения психики: беспечный школьник, отслуживший в армии мо­лодой человек, специалист с солидным опытом, уставший от житейской суеты старик... Все это, по сути, разные личности. Доведись им встретиться в одной компании — и вряд ли кто-нибудь догадается, что это один и тот же человек, только разного возраста. Но поэт прав, даже если возраст здесь ни при чем и речь идет об одном дне, одном часе. «Пора за уроки, завтра контрольная», — озабоченно думает школьник и берет учебник. В нем


говорит взрослое Я, для которого характерны ответствен­ность, чувство долга. Но тут друзья зовут его в кино. Соблазн велик, и детское Я услужливо предлагает компро­мисс: «Может, завтра как-нибудь обойдется? Ведь я же кое-что знаю...» Младший брат прерывает эти размышления просьбой починить велосипед. В ответ слышит раздражен­ное: «Не видишь разве — я занят! Вечно ты мешаешь!» тут заговорило родительское Я, которое твердо знает, как надо жить, и потому смело поучает и воспитывает.

Эти три Я сопровождают нас всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во «взрослое» состояние, что, собственно, и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.

Попробуйте оценить, как сочетаются эти три Я в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10 Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его по­следствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я — увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека — объек­тивность.

18. Мои взгляды непоколебимы.


19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20 Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Подсчитаемте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 (Д — «дитя»};

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 (В —- «взрослый»);

6, 9, 12, 15, 18, 21 (Р — «родитель»).

Расположите соответствующие символы в порядке убы­вания веса. Если у вас получилась формула ВДР, то значит, что вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Хуже, если на первом месте стоит Р. Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору —- словом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь облада­телю такой характеристики. «Родитель» с детской непосред­ственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет особых поводов для уныния. Если вас не привлекает организаторская работа, шумные компании и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, кульманом или этюдником, то все в порядке. Если же нет и вы захотите передвинуть свое Р на второе или даже на третье место, то это вполне осуществимо. Вам помогут и так называемые группы тренировки общения, организованные профессиональными психологами во многих городах.

Д во главе приоритетной формулы — вполне приемле­мый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих науч­ных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь тогда, когда люди обычно уже перестают о них думать.

Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмоции под контроль.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: