У входа в науку

«У входа в науку, как и у входа в ад, должно быть выстав­лено требование: «Здесь нужно, чтоб душа была тверда, здесь страх не должен подавать совета», — так писал К. Маркс, цитируя строки Данте. Качества эти, безуслов­но, необходимы для любого настоящего ученого, но их, увы, недостаточно. Это «открытие» иные научные работники делают лишь тогда, когда менять профессию уже поздно. Остается лишь убедиться в том, что успешно сданные когда-то экзамены не гарантируют безоблачного будуще­го. Они всего-навсего подтверждают умение выучить мате­риал и в нужный момент вспомнить необходимое, что, впро­чем, тоже полезно в любом деле.

Чтобы не учиться с опозданием на собственных ошиб­ках, начните с того, что проверьте с помощью следующего теста свои склонности к творчеству.

Любопытство А В С
1. Меня все интересует с первого взгляда да нет смотря по об­стоятель­ствам
2. У меня есть интересы помимо основного заня­тия да нет иногда
3. В свободное время у меня тоже есть серьезные дела (общественная ра­бота, спорт и т, п.) да нет время от времени
4. Я стараюсь расширить ту область, которой за­нимаюсь да нет иногда
5. Я всегда хочу знать больше обо всем да нет некото­рые темы меня ин­тересуют
6. Я с удовольствием со­бираю материалы и ин­формацию да нет иногда
7. Читать для меня... необ­ходи­мость скука удоволь­ствие
Упорство  
1. Когда я берусь за дело, то намерен довести его до конца да нет зависит от цели
2. Я заканчиваю то, что начал да нет иногда
3. Неудача меня обес­кураживает нет да я смеюсь над этим
4. Неудача побуждает к размышлениям да нет немного задумы­ваюсь
5. Ради дела я готов по­ жертвовать удовольст­виями да нет время от вре­мени
Честолюбие  
1. В профессии для меня важно... воз­мож­ность твор­чества спокой­ствие хорошая зарплата
2. Есть великие люди, которыми я восхищаюсь да нет вызывают лишь ин­терес
3. Если представится случай, я переменю про­фессию на более инте­ресную да нет все за­висит от выигры­ша
4. Ради новых знаний я бы охотно посещал спе­циальные курсы да нет надо, чтобы меня за­ставляли
5. Я люблю встречи и дис­куссии очень нет умеренно
6. Я люблю коллективную работу да нет могу приспо­собиться
Изобретательность  
1. Я размышляю о меха­низмах мышления да нет если вы­нужден
2. Меня интересует уст­ройство прибора, кото­рым пользуюсь да нет иногда
3. Я представляю, как можно его улучшить да нет иногда
4. Думаю, что у меня уме­лые руки да нет кое-что умею
5. Меня интересует логика в рассуждениях очень не заду­мываюсь над этим предпо­читаю за­нима­тельность
6. Размышляя, я готов от­казаться от своих старых представлений если убеж­ден никогда это слиш­ком труд­но
Мои сильные стороны  
1. Здоровье позволяет мне напряженно работать да нет умеренно
2. В общем, мне везет да нет иногда
3. Моя память... хоро­шая плохая средняя
4. Меня привлекает не­обычное да нет если это касается моих ин­тересов
5. Я убежден в ценности квалификации да нет в некото­рой сте­пени
6. Я выбрал профессию... по при­званию случайно из прак­тических сообра­жений
7. Я люблю мечтать и фантазировать да нет иногда
8. Не люблю одиночества да нет немного
9. Люблю размышлять в уединении Да нет зависит от ситуа­ции
10. Когда нужно, я умею отрешиться от хлопот да нет не всегда успешно

Если большинство ваших ответов в колонке «А», то

вы скорее всего в полной мере одарены творческим темпераментом и ваши таланты проявляются в изобре­тательстве. Но вы еще не сделали ничего оригинального? Возможно, это оттого, что вы очень молоды или же склонны переоценивать себя, берясь за все подряд. В любом случае ваше желание быть творцом уже проявилось.

Большинство ответов в колонке «В» означает, что вы довольно безразличны к творчеству. Может, дело в чрезмер­ной скромности и пассивности? Если вы не задумаетесь над этим, то всю жизнь останетесь хорошим исполнителем, что, впрочем, тоже неплохо.

Но не стоит огорчаться и в том случае, если вам твердо известно, что способностей к науке у вас нет. Вы же помните основной принцип психодиагностики: нет людей бесталан­ных, а есть люди, занятые не своим делом. Банально пов­торять, что лучше быть, скажем, хорошим портным, чем заурядным научным сотрудником. Престиж не тот? Поми­луйте, какой может быть престиж у плохого ученого? Каждый раз с тревогой ждать разгромных рецензий на очередную работу, всю жизнь завидовать более способным, постоянно комплексовать на эту тему... Нет, незавидная судьба.

Большинство ответов в колонке «C») свидетельствует, что вы, без сомнения, можете доказать творческую способ­ность, но не хотите это делать. Возможно, что ваш творче­ский ум избирателен и может проявить себя в некоторых областях. Эйнштейн, например, был гениальным творцом, если речь шла об абстрактных идеях; но его совсем не интересовали маленькие изобретений для повседневной жизни. Старайтесь не быть человеком одной идеи, потому что не у всех возможности Эйнштейна. Или попробуйте хотя бы развить больше маленьких идей, чтобы поддержать ту, которая вам действительно по сердцу.

Итак, если у вас нет сомнений в своих творческих возможностях, то теперь полезно присмотреться к ним повнимательнее. Попытаемся обозначить те особеннос­ти, которые отличают творческую личность. Точнее речь, пойдет как бы о нескольких личностях, объединенных в


одну, причем каждая из них отвечает за свой участок работы.

1. Открыватель. Он способен решать такие задачи, которые требуют открытия каких-то закономерностей, свойств, отношений.

2. Созидатель. Обладает умением создавать, конструи­ровать новые материалы, машины, технологии и т. п.

3. Нарушитель границ. Для него характерно очень важное для исследователя качество: способность пере­ходить из своей узкой сферы в смежные области науки и успешно решать новые задачи. Такая мобильность незаменима при работе с комплексными проблемами, на стыке наук.

4. Независимый. Умеет противостоять сложившимся традициям и взглядам, мешающим получать новые знания. Он независим и по отношению к собственным устаревшим представлениям и методам работы.

5. Фантазер. В отличие от обычных фантазеров, к его научным фантазиям предъявляется жесткое требование: они должны быть достоверны. Исследователь должен уметь на основе скудной информации о нынешнем состоянии предмета предсказать его будущее, предложить убе­дительные гипотезы о прошлом. Самое ценное качес­тво фантазера—способность подниматься над реальнос­тью.

6. Системщик. Его задача — видеть предмет в целом, со всеми его связями и последствиями, если связи нарушатся. Этого качества не хватает многим специа­листам, обслуживающим ведомственную науку. Много­численные прожекты вроде поворота северных рек, пере­крытия дамбой Финского залива или строительства Туру­ханской ГЭС с затоплением огромных территорий имеют общий недостаток: узость профессионального мышления, неумение (или нежелание) честно взвесить все плюсы и минусы затеи. Впрочем, тут уже речь идет скорее о научной недобросовестности.

7. Разрушитель. Способен диалектически, не теряя того, что полезно, отказываться от старых систем знания, если ни тормозят развитие науки.

8. Искатель. Принимает и критически осмысливает с точки зрения своих проблем любые идеи, независимо от источника.

9. Диалектик. Может находить общее в противоре­чащих друг другу фактах, явлениях, событиях.


10. Синтезатор. От него требуется уменение за конк­ретными частностями разглядеть общие закономер­ности.

Все эти качества мы объединим в понятии «открытый интеллект», которому противостоит «закрытый». Оба типа интеллекта так или иначе сочетаются в каждом из нас, образуя внутренний «научный коллектив». Он состоит из антиподов:

открыватель — методист

созидатель — потребитель

нарушитель — «патриот»

независимый — конформист

фантазер — педант

системщик — «зашоренный»

разрушитель — охранитель

искатель — догматик

диалектик — прямолинейный

синтезатор — интерпретатор

В чистом виде не существуют ни левая, ни правая половины этого перечня, и каждый человек в какой-то степени обладает и теми и другими качествами. Но они отражают два края широкого спектра способностей к научной работе.

Левая сторона — качества, необходимые для производ­ства нового знания.

Правая — чтобы сделать это знание приемлемым для всех.

Отметьте те качества, которые, как вы считаете, у вас есть, и оцените их по десятибалльной системе. Наиболее выраженное качество (их может быть и два-три) определяет вашу интеллектуальную доминанту. Сумма баллов левосторонних качеств характеризует мощность вашего «открытого» интеллекта, а правосторонних — «закрытого».

Теперь, зная тип своего интеллекта, его мощность и доминанту, вы можете грамотно ответить на вопрос, какой вид научной деятельности вам ближе всего. Вот как оценил себя на основе такой информации руководитель одного из ведущих в стране конструкторских бюро: «По таблице я достаточно прочно прописан с левой стороны (67 баллов). Но и правая сторона достаточно сильна (49 баллов). По доминанте я созидатель. С ним соперничают независимый, системщик и нарушитель. Есть свои доминанты и справа: потребитель и педант. По


степени проявления все это выглядит так: Я — созида­тель-нарушитель-потребитель-системщик-педант».

Подобную характеристику самому себе составьте и вы.

АТТЕСТАТ И ЗРЕЛОСТЬ

Вера Никандровна понимала, что наступила зрелость: сыну пошел девятнадцатый год.

К. Федин

Малый долго зрел, да не дозрел.

В. Даль

Когда-то документ, который теперь назы­вается аттестатом о среднем образовании, именовали аттестатом зрелости. Но с критериями этой самой зрелости и до сих пор, надо сказать, немало путаницы. Девяти­классник, например, давно уже считает себя вполне зрелым человеком, но убедить в этом своих родителей ему не удастся еще долго. Учителя согласятся с ним только после выпускных экзаменов, а государство — в день рожде­ния, когда исполнится восемнадцать. Впрочем, говорят, что незрелые личности встречаются и среди тех, кому далеко за двадцать. И даже — скажем по секрету — институтский диплом не всегда гарантирует зрелость.

Такая пестрота определений побуждает разобраться, наконец, в том, что такое социально-психологическая зрелость и каковы ее признаки. Чтобы не томить читате­ля, сразу же эти признаки и назовем:

Гражданская позиция.

Профессионализм.

Деловитость.

Уровень мышления.

Психологические качества.

Этическая грамотность.

Отношение к здоровью.

Эстетическая культура.

Активность.

Самосовершенствование.

Не анализируя пока эти признаки, попробуйте оценить свою зрелость по каждому пункту в баллах от 0 до 10. Затем баллы суммируйте. А выводы сделаете после того, как мы рассмотрим каждый признак.

Гражданская позиция. Вспомним, как это понимали классики: «Будь гражданин! служа искусству, Для блага


ближнего живи», — писал Н. А. Некрасов. А чеховский Тригорин рассуждал так: «Я ведь еще гражданин, я люблю родину, народ, я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем».

Ну а как проявить свою гражданскую позицию тому, кто не служит искусству и не пишет романов? Нам думается, что и в этом случае зрелый человек обязан:

— хорошо понимать, что происходит в обществе;

— иметь свою точку зрения по этому поводу и пред­ставлять, что именно должен делать лично он;

— знать, какие качества нужны, чтобы активно отстаи­вать свою позицию, и воспитывать их в себе.

Профессионализм. Не надо путать его с эрудицией, начитанностью и тому подобными полезными вещами, которые могут и не иметь отношения к конкретному делу. Дело же требует определенного умения, навыков и — результата. Иными словами, человека без профессии или неумелого профессионала трудно причислить к зрелым людям.

Деловитость. От активной суеты она отличается степенью организации. Активный торопится действовать, а делови­тый сначала подумает. Где суетливому нужен день, органи­зованному хватит и часа. Такой подход позволяет обходить­ся без инструкций и готовых рецептов, которых все равно не бывает на все случаи жизни.

Деловитый настроен искать и находить все, что можно с толком использовать. Даже прослушав длинную и скучную лекцию, он не будет досадовать на потерянное время, потому что все-таки сумеет извлечь из потока общих фраз что-то полезное. Например, несколько практических выво­дов о том, как не надо читать лекции.

Уровень мышления. «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум», — констатировал удручающий факт Ф. Ларошфуко. По сути, к этому — усовершенствованию разума, подъему на новый уровень мышления — и сводится любое образование. Но как пере­чистить все признаки «идеального» мышления, если учить­ся можно бесконечно? Тем не менее постараемся назвать, на наш взгляд, основное. Очевидно, что с любой сложной проблемой скорее справится тот, кто умеет мыслить:

— последовательно, не отклоняясь от цели;

— гибко, находя выход из «безвыходных» ситуаций;

— опережающе, предвидя последствия своих действий.

Немного подробнее мы поговорим об этом в главе «В чем секрет лидера».


Психологические качества. Они, конечно, со временем меняются, но есть среди них и такие, которые присущи любому зрелому человеку. Первейшие из них:

— воля, позволяющая преодолевать препятствия и достигать цели;

— трезвая оценка своих достоинств и недостатков;

— умение управлять собой в сложной обстановке.

Этим, безусловно, далеко не исчерпываются полезные психологические качества, которыми должен обладать зрелый человек, — мы назвали только самые необходимые. О развитии некоторых из них мы поговорим в следующей части книги.

Этическая грамотность. Этику, одну из самых древних наук, называли еще практической философией. Она учила людей, как следует поступать, что считать добром, а что злом: ведь учение без размышления вредно, размышле­ние без учения опасно, полагал Конфуций.

Разумеется, взрослый человек не ограничивается элементарными правилами поведения, описанными в много­численных книжках на эту тему, — не срывать гнев на дру­гих, если виноват сам, уметь посмеяться над собой и т. п. Но среди сотен полезных правил порой теряется одно — настолько важное, что монголы даже запечатлели его на своем флаге в соёмбо — древних символических фигурах. Одно из толкований смысла двух треугольников, обращенных вершинами вниз, заключается в требовании относиться с одинаковым уважением к тем, кто находится выше или ниже вас на социальной лестнице.

Наша административная система долгое время внедряла в сознание людей другой принцип, заменяя социальное равенство членов общества безусловным превосходством руководителя над подчиненным, причем не только на работе. Неравноправное «тыканье», незаслуженные при­вилегии — тоже результат этического невежества. Защитить от такой феодальной морали может лишь ясное понима­ние, где кончается необходимая субординация и начи­нается деловое партнерство. В таких равноправных Отношениях есть и сугубо практическая сторона: только свободный, уважающий свое и чужое достоинство человек способен работать творчески, в полную силу.

Отношение к здоровью. Лучший врач тот, кто знает бесполезность большинства лекарств — такого мнения придерживается Б. Франклин, американский ученый и по­литик, Не будучи врачом, он понял главное: здоровье ле­карствами не заменишь.


Но немало наших сограждан, уверовавших во всемо­гущество науки, полагают, будто человеческий организм —-это нечто вроде сложной машины, в которую при пере­боях надо заправлять порцию химических снадобий, Забо­той же о собственном здоровье у нас долго время прене­брегали; считая это занятие мелким и недостойным наших великих целей. Плоды такого пренебрежения приходится пожинать в масштабах, несравнимых со стихийным бедст­вием.

Обществу небезразлично здоровье его членов. Одна центральная газета выразила свою позицию даже в такой резкой форме: «Здоровых поощрять, больных штрафо­вать?» Разумеется, в статье шла речь лишь о тех больных, кто сам «победил» свой организм, ежедневно отравляя его табаком или спиртным, испытывая на прочность бутербродами вместо обеда и полным отсутствием ра­зумного режима.

Но чтобы уметь сохранять здоровье, нужно знать немедицинские средства мобилизации его защитных сил — например, приемы стрессоустойчивости, аутотренинг и дру­гие. О некоторых из них разговор впереди.

Эстетическая культура. Она накладывает отпечаток на все, что бы ни делал человек. Вот характерный факт, который привел А. К. Сухотин в книге «Ритмы и алгоритмы». На техническом совете одного авиазавода обсуждали новую модель самолета. Все ее хвалили, и только один пожилой профессор убежденно заявил: «Вот здесь машина сломается». С расчетами в руках ему доказывали, что этого не случится, но профессор настаивал. Когда попытались выяснить причину, он сказал: «Какая-то некрасивая, нескладная она у вас в этом месте».

Машину все же запустили в серию, и через некоторое время все убедились, что профессор был прав. Из строя вышел тот самый «неэстетичный» узел...

Не случайно в научном творчестве часто можно встре­тить эстетические категории — гармонично, грубо, красиво, эстетично... Последней оценки обычно удостаиваются работы, где авторам удается соединить противоположное — простоту объяснения и сложность явления, логическую строгость и «безумные» идеи, оригинальность подхода и преемственность знаний.

Из сказанного, конечно, не следует, будто эстети­ческая культура ценна лишь своей прикладной стороной. Но зачем же повторять давно известное?


Активность. Говорить о зрелости, не обращая внимание на практические дела, по меньшей мере несерьезно. Активность — это тот самый контрольный признак, в кото­ром отражаются все предыдущие. Присмотревшись к активности человека, порой можно убедиться в разрыве между словом и делом, между провозглашаемой нравственностью и расхожими нравами. Социологи провели такой эксперимент: опросили сотни людей и выяснили, что 98% из них приветствуют призывы к хорошей работе. На самом же деле хорошо трудится лишь каждый третий. Еще треть работает откровенно плохо, а остальные — «от и до». Виноваты в этом, как известно, не только сами люди, «но и те условия, в которых они оказались: уравниловка, ограничение самостоятельности, инициативы. Но это — аномалия, которая, в отличие от нормы, недолговечна.

Самосовершенствование. Этот признак в равной мере относится ко всем перечисленным, потому что гармони­ческое самосовершенствование — та самая опора, которая помогает человеку поспевать за новыми требованиями жизни. Учиться — все равно что плыть против течения, считали древние. Только перестанешь грести — и тебя относит назад.

Д. Гранин в повести «Эта странная жизнь» рассказал об ученом А. А. Любищеве — счастливом и гармоничном человеке, который стал таким благодаря им же созданной системе устройства собственной жизни. У него было особое время, которое отличалось от привычного нам тем, что его хватало на все — работу, книги, отдых, развлечения. Не уверены, что его система универсальна, но, во всяком случае, задуматься над легкомысленным отношением к своим планам, своему времени она заставляет многих.

Теперь попробуйте вернуться к оценке собственной зрелости по прежним правилам. Сравните результаты и поразмышляйте над тем, как эту оценку повысить. Если после прочтения книги у вас достанет воли на практические дела, то через 3—6 месяцев повторите самооценку.

В заключение с помощью следующего теста оцените, насколько ваш образ жизни способствует успешной работе. Свое отношение к приведенным высказываниям выразите в баллах — от 0 до 4.

1. У меня нормальные отношения с окружающими.

2. У меня не бывает серьезных конфликтов.

3. Я не обидчив.

2.

3 Заказ 732

4. Старшие понимают меня.

5. Мои успехи и неудачи оценивают справедливо.

6. Дома я чувствую себя хорошо и отдыхаю.

7. У меня интересная работа.

8. Я стараюсь учитывать правила психогигиены.

9. У меня есть все, что нужно для работы.

10. Я питаюсь в одно и то же время.

11. Питание соответствует рекомендациям физиологов.

12. У меня хороший сон.

Баллы за следующие высказывания поставьте с учетом приведенной шкалы. Например, физзарядка дважды в неделю оценивается двумя баллами, а полтора часа на свежем воздухе ежедневно — тремя баллами.

баллы:          
13. Я делаю физзарядку (количество раз в неделю)         не менее 4
14. Занимаюсь оздорови­тельным бегом, плаванием, футболом и т. п. (количество раз в неделю)         не менее 4
15. Использую аутотре­нинг или другие методы ре­лаксации (количество раз в неделю)         8 и более
16. Принимаю освежаю­щий душ (количество раз в неделю)   1—2 3—4 5—6 более 7
17. Каждый день бываю на свежем воздухе (количе­ство часов)   0,5   -1,5 не меньше 2
18. Ежедневно хожу пе­шком (км) до 1        
19. Отдыхаю на природе (количество раз в месяц)         не менее 4
20. Мой вес выше нормы (процент превышения)          
21 Каникулы я провожу вдали от дома (количество раз в 5 лет)         не менее 4
22. Во время работы у меня бывают «юмористиче­ские паузы» (количество)          
23. Я бываю в театре, ки­но, цирке и т п. (количество раз в месяц)         не менее 4
24. Я употребляю спирт­ное (оценивается независи­мо от дозы) (количество раз в месяц)          
25. Я курю (количество сигарет в день) и более        

Теперь подсчитайте сумму баллов. Предположим,

получилось 60. Это процент использования ваших возможностей. Значит, 40% —- ваш резерв. Его вы сможете использовать, постаравшись перестроить свое поведение по тем позициям, где вы ощутимо недобрали баллов.

Пусть вас не смущает, что многие рекомендации скучны и общеизвестны. Не ждите неведомых откровений, которые чудесным образом изменят вашу жизнь, — их просто нет. Но если хотите двигаться дальше, к приемам самоорганизации, с которыми познакомитесь в следующей главе, — не пренебрегайте основой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow