«У входа в науку, как и у входа в ад, должно быть выставлено требование: «Здесь нужно, чтоб душа была тверда, здесь страх не должен подавать совета», — так писал К. Маркс, цитируя строки Данте. Качества эти, безусловно, необходимы для любого настоящего ученого, но их, увы, недостаточно. Это «открытие» иные научные работники делают лишь тогда, когда менять профессию уже поздно. Остается лишь убедиться в том, что успешно сданные когда-то экзамены не гарантируют безоблачного будущего. Они всего-навсего подтверждают умение выучить материал и в нужный момент вспомнить необходимое, что, впрочем, тоже полезно в любом деле.
Чтобы не учиться с опозданием на собственных ошибках, начните с того, что проверьте с помощью следующего теста свои склонности к творчеству.
Любопытство | А | В | С |
1. Меня все интересует с первого взгляда | да | нет | смотря по обстоятельствам |
2. У меня есть интересы помимо основного занятия | да | нет | иногда |
3. В свободное время у меня тоже есть серьезные дела (общественная работа, спорт и т, п.) | да | нет | время от времени |
4. Я стараюсь расширить ту область, которой занимаюсь | да | нет | иногда |
5. Я всегда хочу знать больше обо всем | да | нет | некоторые темы меня интересуют |
6. Я с удовольствием собираю материалы и информацию | да | нет | иногда |
7. Читать для меня... | необходимость | скука | удовольствие |
Упорство | |||
1. Когда я берусь за дело, то намерен довести его до конца | да | нет | зависит от цели |
2. Я заканчиваю то, что начал | да | нет | иногда |
3. Неудача меня обескураживает | нет | да | я смеюсь над этим |
4. Неудача побуждает к размышлениям | да | нет | немного задумываюсь |
5. Ради дела я готов по жертвовать удовольствиями | да | нет | время от времени |
Честолюбие | |||
1. В профессии для меня важно... | возможность творчества | спокойствие | хорошая зарплата |
2. Есть великие люди, которыми я восхищаюсь | да | нет | вызывают лишь интерес |
3. Если представится случай, я переменю профессию на более интересную | да | нет | все зависит от выигрыша |
4. Ради новых знаний я бы охотно посещал специальные курсы | да | нет | надо, чтобы меня заставляли |
5. Я люблю встречи и дискуссии | очень | нет | умеренно |
6. Я люблю коллективную работу | да | нет | могу приспособиться |
Изобретательность | |||
1. Я размышляю о механизмах мышления | да | нет | если вынужден |
2. Меня интересует устройство прибора, которым пользуюсь | да | нет | иногда |
3. Я представляю, как можно его улучшить | да | нет | иногда |
4. Думаю, что у меня умелые руки | да | нет | кое-что умею |
5. Меня интересует логика в рассуждениях | очень | не задумываюсь над этим | предпочитаю занимательность |
6. Размышляя, я готов отказаться от своих старых представлений | если убежден | никогда | это слишком трудно |
Мои сильные стороны | |||
1. Здоровье позволяет мне напряженно работать | да | нет | умеренно |
2. В общем, мне везет | да | нет | иногда |
3. Моя память... | хорошая | плохая | средняя |
4. Меня привлекает необычное | да | нет | если это касается моих интересов |
5. Я убежден в ценности квалификации | да | нет | в некоторой степени |
6. Я выбрал профессию... | по призванию | случайно | из практических соображений |
7. Я люблю мечтать и фантазировать | да | нет | иногда |
8. Не люблю одиночества | да | нет | немного |
9. Люблю размышлять в уединении | Да | нет | зависит от ситуации |
10. Когда нужно, я умею отрешиться от хлопот | да | нет | не всегда успешно |
Если большинство ваших ответов в колонке «А», то
|
|
|
|
вы скорее всего в полной мере одарены творческим темпераментом и ваши таланты проявляются в изобретательстве. Но вы еще не сделали ничего оригинального? Возможно, это оттого, что вы очень молоды или же склонны переоценивать себя, берясь за все подряд. В любом случае ваше желание быть творцом уже проявилось.
Большинство ответов в колонке «В» означает, что вы довольно безразличны к творчеству. Может, дело в чрезмерной скромности и пассивности? Если вы не задумаетесь над этим, то всю жизнь останетесь хорошим исполнителем, что, впрочем, тоже неплохо.
Но не стоит огорчаться и в том случае, если вам твердо известно, что способностей к науке у вас нет. Вы же помните основной принцип психодиагностики: нет людей бесталанных, а есть люди, занятые не своим делом. Банально повторять, что лучше быть, скажем, хорошим портным, чем заурядным научным сотрудником. Престиж не тот? Помилуйте, какой может быть престиж у плохого ученого? Каждый раз с тревогой ждать разгромных рецензий на очередную работу, всю жизнь завидовать более способным, постоянно комплексовать на эту тему... Нет, незавидная судьба.
Большинство ответов в колонке «C») свидетельствует, что вы, без сомнения, можете доказать творческую способность, но не хотите это делать. Возможно, что ваш творческий ум избирателен и может проявить себя в некоторых областях. Эйнштейн, например, был гениальным творцом, если речь шла об абстрактных идеях; но его совсем не интересовали маленькие изобретений для повседневной жизни. Старайтесь не быть человеком одной идеи, потому что не у всех возможности Эйнштейна. Или попробуйте хотя бы развить больше маленьких идей, чтобы поддержать ту, которая вам действительно по сердцу.
Итак, если у вас нет сомнений в своих творческих возможностях, то теперь полезно присмотреться к ним повнимательнее. Попытаемся обозначить те особенности, которые отличают творческую личность. Точнее речь, пойдет как бы о нескольких личностях, объединенных в
одну, причем каждая из них отвечает за свой участок работы.
1. Открыватель. Он способен решать такие задачи, которые требуют открытия каких-то закономерностей, свойств, отношений.
2. Созидатель. Обладает умением создавать, конструировать новые материалы, машины, технологии и т. п.
3. Нарушитель границ. Для него характерно очень важное для исследователя качество: способность переходить из своей узкой сферы в смежные области науки и успешно решать новые задачи. Такая мобильность незаменима при работе с комплексными проблемами, на стыке наук.
4. Независимый. Умеет противостоять сложившимся традициям и взглядам, мешающим получать новые знания. Он независим и по отношению к собственным устаревшим представлениям и методам работы.
5. Фантазер. В отличие от обычных фантазеров, к его научным фантазиям предъявляется жесткое требование: они должны быть достоверны. Исследователь должен уметь на основе скудной информации о нынешнем состоянии предмета предсказать его будущее, предложить убедительные гипотезы о прошлом. Самое ценное качество фантазера—способность подниматься над реальностью.
|
|
6. Системщик. Его задача — видеть предмет в целом, со всеми его связями и последствиями, если связи нарушатся. Этого качества не хватает многим специалистам, обслуживающим ведомственную науку. Многочисленные прожекты вроде поворота северных рек, перекрытия дамбой Финского залива или строительства Туруханской ГЭС с затоплением огромных территорий имеют общий недостаток: узость профессионального мышления, неумение (или нежелание) честно взвесить все плюсы и минусы затеи. Впрочем, тут уже речь идет скорее о научной недобросовестности.
7. Разрушитель. Способен диалектически, не теряя того, что полезно, отказываться от старых систем знания, если ни тормозят развитие науки.
8. Искатель. Принимает и критически осмысливает с точки зрения своих проблем любые идеи, независимо от источника.
9. Диалектик. Может находить общее в противоречащих друг другу фактах, явлениях, событиях.
10. Синтезатор. От него требуется уменение за конкретными частностями разглядеть общие закономерности.
Все эти качества мы объединим в понятии «открытый интеллект», которому противостоит «закрытый». Оба типа интеллекта так или иначе сочетаются в каждом из нас, образуя внутренний «научный коллектив». Он состоит из антиподов:
открыватель — методист
созидатель — потребитель
нарушитель — «патриот»
независимый — конформист
фантазер — педант
системщик — «зашоренный»
разрушитель — охранитель
искатель — догматик
диалектик — прямолинейный
синтезатор — интерпретатор
В чистом виде не существуют ни левая, ни правая половины этого перечня, и каждый человек в какой-то степени обладает и теми и другими качествами. Но они отражают два края широкого спектра способностей к научной работе.
Левая сторона — качества, необходимые для производства нового знания.
|
|
Правая — чтобы сделать это знание приемлемым для всех.
Отметьте те качества, которые, как вы считаете, у вас есть, и оцените их по десятибалльной системе. Наиболее выраженное качество (их может быть и два-три) определяет вашу интеллектуальную доминанту. Сумма баллов левосторонних качеств характеризует мощность вашего «открытого» интеллекта, а правосторонних — «закрытого».
Теперь, зная тип своего интеллекта, его мощность и доминанту, вы можете грамотно ответить на вопрос, какой вид научной деятельности вам ближе всего. Вот как оценил себя на основе такой информации руководитель одного из ведущих в стране конструкторских бюро: «По таблице я достаточно прочно прописан с левой стороны (67 баллов). Но и правая сторона достаточно сильна (49 баллов). По доминанте я созидатель. С ним соперничают независимый, системщик и нарушитель. Есть свои доминанты и справа: потребитель и педант. По
степени проявления все это выглядит так: Я — созидатель-нарушитель-потребитель-системщик-педант».
Подобную характеристику самому себе составьте и вы.
АТТЕСТАТ И ЗРЕЛОСТЬ
Вера Никандровна понимала, что наступила зрелость: сыну пошел девятнадцатый год.
К. Федин
Малый долго зрел, да не дозрел.
В. Даль
Когда-то документ, который теперь называется аттестатом о среднем образовании, именовали аттестатом зрелости. Но с критериями этой самой зрелости и до сих пор, надо сказать, немало путаницы. Девятиклассник, например, давно уже считает себя вполне зрелым человеком, но убедить в этом своих родителей ему не удастся еще долго. Учителя согласятся с ним только после выпускных экзаменов, а государство — в день рождения, когда исполнится восемнадцать. Впрочем, говорят, что незрелые личности встречаются и среди тех, кому далеко за двадцать. И даже — скажем по секрету — институтский диплом не всегда гарантирует зрелость.
Такая пестрота определений побуждает разобраться, наконец, в том, что такое социально-психологическая зрелость и каковы ее признаки. Чтобы не томить читателя, сразу же эти признаки и назовем:
Гражданская позиция.
Профессионализм.
Деловитость.
Уровень мышления.
Психологические качества.
Этическая грамотность.
Отношение к здоровью.
Эстетическая культура.
Активность.
Самосовершенствование.
Не анализируя пока эти признаки, попробуйте оценить свою зрелость по каждому пункту в баллах от 0 до 10. Затем баллы суммируйте. А выводы сделаете после того, как мы рассмотрим каждый признак.
Гражданская позиция. Вспомним, как это понимали классики: «Будь гражданин! служа искусству, Для блага
ближнего живи», — писал Н. А. Некрасов. А чеховский Тригорин рассуждал так: «Я ведь еще гражданин, я люблю родину, народ, я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем».
Ну а как проявить свою гражданскую позицию тому, кто не служит искусству и не пишет романов? Нам думается, что и в этом случае зрелый человек обязан:
— хорошо понимать, что происходит в обществе;
— иметь свою точку зрения по этому поводу и представлять, что именно должен делать лично он;
— знать, какие качества нужны, чтобы активно отстаивать свою позицию, и воспитывать их в себе.
Профессионализм. Не надо путать его с эрудицией, начитанностью и тому подобными полезными вещами, которые могут и не иметь отношения к конкретному делу. Дело же требует определенного умения, навыков и — результата. Иными словами, человека без профессии или неумелого профессионала трудно причислить к зрелым людям.
Деловитость. От активной суеты она отличается степенью организации. Активный торопится действовать, а деловитый сначала подумает. Где суетливому нужен день, организованному хватит и часа. Такой подход позволяет обходиться без инструкций и готовых рецептов, которых все равно не бывает на все случаи жизни.
Деловитый настроен искать и находить все, что можно с толком использовать. Даже прослушав длинную и скучную лекцию, он не будет досадовать на потерянное время, потому что все-таки сумеет извлечь из потока общих фраз что-то полезное. Например, несколько практических выводов о том, как не надо читать лекции.
Уровень мышления. «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум», — констатировал удручающий факт Ф. Ларошфуко. По сути, к этому — усовершенствованию разума, подъему на новый уровень мышления — и сводится любое образование. Но как перечистить все признаки «идеального» мышления, если учиться можно бесконечно? Тем не менее постараемся назвать, на наш взгляд, основное. Очевидно, что с любой сложной проблемой скорее справится тот, кто умеет мыслить:
— последовательно, не отклоняясь от цели;
— гибко, находя выход из «безвыходных» ситуаций;
— опережающе, предвидя последствия своих действий.
Немного подробнее мы поговорим об этом в главе «В чем секрет лидера».
Психологические качества. Они, конечно, со временем меняются, но есть среди них и такие, которые присущи любому зрелому человеку. Первейшие из них:
— воля, позволяющая преодолевать препятствия и достигать цели;
— трезвая оценка своих достоинств и недостатков;
— умение управлять собой в сложной обстановке.
Этим, безусловно, далеко не исчерпываются полезные психологические качества, которыми должен обладать зрелый человек, — мы назвали только самые необходимые. О развитии некоторых из них мы поговорим в следующей части книги.
Этическая грамотность. Этику, одну из самых древних наук, называли еще практической философией. Она учила людей, как следует поступать, что считать добром, а что злом: ведь учение без размышления вредно, размышление без учения опасно, полагал Конфуций.
Разумеется, взрослый человек не ограничивается элементарными правилами поведения, описанными в многочисленных книжках на эту тему, — не срывать гнев на других, если виноват сам, уметь посмеяться над собой и т. п. Но среди сотен полезных правил порой теряется одно — настолько важное, что монголы даже запечатлели его на своем флаге в соёмбо — древних символических фигурах. Одно из толкований смысла двух треугольников, обращенных вершинами вниз, заключается в требовании относиться с одинаковым уважением к тем, кто находится выше или ниже вас на социальной лестнице.
Наша административная система долгое время внедряла в сознание людей другой принцип, заменяя социальное равенство членов общества безусловным превосходством руководителя над подчиненным, причем не только на работе. Неравноправное «тыканье», незаслуженные привилегии — тоже результат этического невежества. Защитить от такой феодальной морали может лишь ясное понимание, где кончается необходимая субординация и начинается деловое партнерство. В таких равноправных Отношениях есть и сугубо практическая сторона: только свободный, уважающий свое и чужое достоинство человек способен работать творчески, в полную силу.
Отношение к здоровью. Лучший врач тот, кто знает бесполезность большинства лекарств — такого мнения придерживается Б. Франклин, американский ученый и политик, Не будучи врачом, он понял главное: здоровье лекарствами не заменишь.
Но немало наших сограждан, уверовавших во всемогущество науки, полагают, будто человеческий организм —-это нечто вроде сложной машины, в которую при перебоях надо заправлять порцию химических снадобий, Заботой же о собственном здоровье у нас долго время пренебрегали; считая это занятие мелким и недостойным наших великих целей. Плоды такого пренебрежения приходится пожинать в масштабах, несравнимых со стихийным бедствием.
Обществу небезразлично здоровье его членов. Одна центральная газета выразила свою позицию даже в такой резкой форме: «Здоровых поощрять, больных штрафовать?» Разумеется, в статье шла речь лишь о тех больных, кто сам «победил» свой организм, ежедневно отравляя его табаком или спиртным, испытывая на прочность бутербродами вместо обеда и полным отсутствием разумного режима.
Но чтобы уметь сохранять здоровье, нужно знать немедицинские средства мобилизации его защитных сил — например, приемы стрессоустойчивости, аутотренинг и другие. О некоторых из них разговор впереди.
Эстетическая культура. Она накладывает отпечаток на все, что бы ни делал человек. Вот характерный факт, который привел А. К. Сухотин в книге «Ритмы и алгоритмы». На техническом совете одного авиазавода обсуждали новую модель самолета. Все ее хвалили, и только один пожилой профессор убежденно заявил: «Вот здесь машина сломается». С расчетами в руках ему доказывали, что этого не случится, но профессор настаивал. Когда попытались выяснить причину, он сказал: «Какая-то некрасивая, нескладная она у вас в этом месте».
Машину все же запустили в серию, и через некоторое время все убедились, что профессор был прав. Из строя вышел тот самый «неэстетичный» узел...
Не случайно в научном творчестве часто можно встретить эстетические категории — гармонично, грубо, красиво, эстетично... Последней оценки обычно удостаиваются работы, где авторам удается соединить противоположное — простоту объяснения и сложность явления, логическую строгость и «безумные» идеи, оригинальность подхода и преемственность знаний.
Из сказанного, конечно, не следует, будто эстетическая культура ценна лишь своей прикладной стороной. Но зачем же повторять давно известное?
Активность. Говорить о зрелости, не обращая внимание на практические дела, по меньшей мере несерьезно. Активность — это тот самый контрольный признак, в котором отражаются все предыдущие. Присмотревшись к активности человека, порой можно убедиться в разрыве между словом и делом, между провозглашаемой нравственностью и расхожими нравами. Социологи провели такой эксперимент: опросили сотни людей и выяснили, что 98% из них приветствуют призывы к хорошей работе. На самом же деле хорошо трудится лишь каждый третий. Еще треть работает откровенно плохо, а остальные — «от и до». Виноваты в этом, как известно, не только сами люди, «но и те условия, в которых они оказались: уравниловка, ограничение самостоятельности, инициативы. Но это — аномалия, которая, в отличие от нормы, недолговечна.
Самосовершенствование. Этот признак в равной мере относится ко всем перечисленным, потому что гармоническое самосовершенствование — та самая опора, которая помогает человеку поспевать за новыми требованиями жизни. Учиться — все равно что плыть против течения, считали древние. Только перестанешь грести — и тебя относит назад.
Д. Гранин в повести «Эта странная жизнь» рассказал об ученом А. А. Любищеве — счастливом и гармоничном человеке, который стал таким благодаря им же созданной системе устройства собственной жизни. У него было особое время, которое отличалось от привычного нам тем, что его хватало на все — работу, книги, отдых, развлечения. Не уверены, что его система универсальна, но, во всяком случае, задуматься над легкомысленным отношением к своим планам, своему времени она заставляет многих.
Теперь попробуйте вернуться к оценке собственной зрелости по прежним правилам. Сравните результаты и поразмышляйте над тем, как эту оценку повысить. Если после прочтения книги у вас достанет воли на практические дела, то через 3—6 месяцев повторите самооценку.
В заключение с помощью следующего теста оцените, насколько ваш образ жизни способствует успешной работе. Свое отношение к приведенным высказываниям выразите в баллах — от 0 до 4.
1. У меня нормальные отношения с окружающими.
2. У меня не бывает серьезных конфликтов.
3. Я не обидчив.
2.
|
4. Старшие понимают меня.
5. Мои успехи и неудачи оценивают справедливо.
6. Дома я чувствую себя хорошо и отдыхаю.
7. У меня интересная работа.
8. Я стараюсь учитывать правила психогигиены.
9. У меня есть все, что нужно для работы.
10. Я питаюсь в одно и то же время.
11. Питание соответствует рекомендациям физиологов.
12. У меня хороший сон.
Баллы за следующие высказывания поставьте с учетом приведенной шкалы. Например, физзарядка дважды в неделю оценивается двумя баллами, а полтора часа на свежем воздухе ежедневно — тремя баллами.
баллы: | |||||
13. Я делаю физзарядку (количество раз в неделю) | не менее 4 | ||||
14. Занимаюсь оздоровительным бегом, плаванием, футболом и т. п. (количество раз в неделю) | не менее 4 | ||||
15. Использую аутотренинг или другие методы релаксации (количество раз в неделю) | 8 и более | ||||
16. Принимаю освежающий душ (количество раз в неделю) | 1—2 | 3—4 | 5—6 | более 7 | |
17. Каждый день бываю на свежем воздухе (количество часов) | 0,5 | -1,5 | не меньше 2 | ||
18. Ежедневно хожу пешком (км) | до 1 | ||||
19. Отдыхаю на природе (количество раз в месяц) | не менее 4 | ||||
20. Мой вес выше нормы (процент превышения) | |||||
21 Каникулы я провожу вдали от дома (количество раз в 5 лет) | не менее 4 | ||||
22. Во время работы у меня бывают «юмористические паузы» (количество) | |||||
23. Я бываю в театре, кино, цирке и т п. (количество раз в месяц) | не менее 4 | ||||
24. Я употребляю спиртное (оценивается независимо от дозы) (количество раз в месяц) | |||||
25. Я курю (количество сигарет в день) | и более |
Теперь подсчитайте сумму баллов. Предположим,
получилось 60. Это процент использования ваших возможностей. Значит, 40% —- ваш резерв. Его вы сможете использовать, постаравшись перестроить свое поведение по тем позициям, где вы ощутимо недобрали баллов.
Пусть вас не смущает, что многие рекомендации скучны и общеизвестны. Не ждите неведомых откровений, которые чудесным образом изменят вашу жизнь, — их просто нет. Но если хотите двигаться дальше, к приемам самоорганизации, с которыми познакомитесь в следующей главе, — не пренебрегайте основой.