Видать по лицу, сколько лет молодцу.
Пословица
Слабые сигналы — это особенности внешнего вида, поведение, привычки, которые позволяют делать уверенные выводы о том, к какому психологическому типу человек принадлежит и чего от него в связи с этим можно ожидать. Посмотрим, как подмечал такие сигналы Н. В. Гоголь, описывая своих героев перед тем, как рассказать об их затяжном конфликте: «Лучше всего можно узнать характеры их из сравнения: Иван Иванович имеет дар говорить чрезвычайно приятно. Господи, как он говорит! (...) Приятно! чрезвычайно приятно! как сон после купанья. Иван Никифорович, напротив, больше молчит, но зато если влепит словцо, то держись только: отбреет лучше всякой бритвы. Иван Иванович худощав и высокого роста;
Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх».
Кто же эти два непримиримых бойца, стоявших насмерть, когда речь шла о «кровной» обиде? Проверьте себя, заглянув в описание типов, знакомых нам по первой главе. Но если там нас интересовал характер, то здесь — его связь с внешностью. А заодно подумайте, насколько тонким психологом оказался художник П. Боклевский.
Лидер. Нос небольшой, с плотными, расширенными ноздрями. Лоб высокий, широкий. Лицо полное, в форме желудя. Рот довольно большой, хорошо очерченный. Глаза большие, смеющиеся, широко раскрыты. Кисти рук «квадратные», пальцы «прямоугольные»: Поза полна достоинства, величественна. Походка тяжеловесная, торжественная. Настроение приподнятое, производит впечатление здоровья, уверенности.
Логик. Длинный, узкий нос нависает над верхней губой. Лоб высокий, узкий и выпуклый. Лицо длинное, костлявое, в форме миндаля со срезанным острым кончиком. Рот большой, с опущенными углами, нижняя губа выдвинута вперед. Глаза глубоко посаженные, без блеска, довольно угрюмые. Кисти рук длинные, худые, пальцы тоже длинные, походка медленная, нерешительная и неловкая. Высокая, худая и сутулая фигура производит впечатление печального и уставшего человека.
Эстет. Нос с едва заметными «орлиными» признаками,
лоб высокий и выпуклый, лицо похоже на вытянутый овал. Рот маленький, глаза лучистые и меланхоличные. Кисти рук гибкие, длинные с веретенообразными пальцами. Поза небрежная и беспечная, походка гибкая и грациозная. Выглядит элегантно, порывист, на лице мягкая улыбка и легкая грусть.
Боец. Нос с горбинкой, кончик угловатый. Лоб покатый, убегает назад, лицо вытянуто в форме финика. Рот резко изогнут, губы тонкие, плотно сжаты. Сверкающие, очень живые глаза, кисти рук твердые, с крепкими пальцами в виде «лопаток». Поза вызывающая, воинственная, походка быстрая, «механическая». Сложение мускулистое. Он — человек действия, раздражителен и вспыльчив.
Пассивный. Нос широкий у основания, округлый к кончику, лоб низкий. Лицо яйцеобразное, у молодых — узким концом книзу, у пожилых — кверху. Рот небольшой, округлый, губы толстые. Глаза напоминают миндаль. Кисти рук полные, с ямочками, пальцы короткие. Поза беспечная, изнеженная. Облик этой фигуры с узкой талией и широкими бедрами, ленивой походкой производит впечатление небрежности и женственности.
Надежный. Короткий, выпуклый посередине нос, лоб широкий, прямоугольный. Лицо почти квадратное, с угловатыми чертами. Рот плотно сжат, со складками в углах. Глаза глубоко посаженные/ немного сонные и тусклые. Короткие и массивные кисти, походка грузная, степенная. Коренастая фигура отличается массивностью, солидностью.
Мечтатель. Нос пятачком, с вздернутым кончиком. Покатый, с хорошо обозначенными надбровными дугами лоб. Лицо по форме напоминает грецкий орех. Рот неплотно прикрыт, его уголки приподняты. Глаза округлые, часто близорукие. Мягкие кисти рук, поза подвижная и довольно несуразная. Походка неровная, неуверенная. Фигура отличается округлыми формами.
Спринтер. Прямой, тонкий, остроконечный нос, лоб высокий, выпуклый. Из-за узкого подбородка и широкого лба лицо кажется Треугольным. Рот очень тонкий, подвижный, глаза сверкающие, выразительные. Руки скрипача, узкие, с тонкими пальцами. Походка быстрая и гибкая, он как бы скользит на кончиках пальцев. Телосложение тоже треугольное: широкие плечи и узкая талия. Энергичный, с быстрой жестикуляцией, производит впечатление грациозного человека.
Итак, где в этой компаний искать нашего знакомого
Лидер Логик
Эстет Боец
Пассивный Надежный
Мечтатель Спринтер
Ивана Ивановича? Помните, он человек «чрезвычайно тонкий» и в порядочном разговоре никогда не скажет неприличного слова. К тому же очень сердится, если ему попадется в борщ муха. Ну, конечно же, он «эстет», правда, не первой молодости и довольно провинциальный. По этим причинам он, мягко говоря, не очень похож в изображении художника на красавца, представляющего когорту эстетов, — но все-таки это он.
Что же касается Ивана Никифоровича, то этого крупного увальня мы встретим среди «надежных». Несмотря на пародийность портрета, главное тут — массивная, степенная фигура с полузаплывшими глазками. Но не ищите фотографического сходства с «каноническими» типажами. Психолог — не вахтер, сличающий фото на удостоверении с физиономией предъявителя. Его искусство заключается в умении увидеть совокупность определяющих признаков, выделить основное.
Задача это непростая. Ведь люди отличаются друг от друга не тем, что одни охотно демонстрируют свои скрытые качества, а другие сопротивляются этому. Сопротивляются все, разница лишь в том, насколько успешно. Существует несколько линий «психологической обороны» — биографические данные, личные достоинства и недостатки, жизненные цели, отношение к другим людям, к обществу. Любой человек всегда что-то недоговаривает о себе, делает выгодные, как ему кажется, акценты. Тем самым демонстрирует себя не таким, каков он есть, а каким хотел бы выглядеть в глазах других. Каков же он на самом деле — этого он зачастую и сам не знает.
Наблюдательные люди интуитивно осваивают это искусство — разбираться в людях. Психологи же разработали научные способы раскрывать сущность личности, используя так называемые слабые сигналы. Многие из таких сигналов давно всем известны. Недаром про зазнайку говорят, что он задирает нос, чванливый — надувает щеки. Подхалима узнают по угодливой осанке, а человека достойного и основательного — по неторопливой речи. Наверняка кое-какие наблюдения на этот счет есть и у вас. Попробуйте сделать некоторые выводы о характере человека по тому, как он сидит. А потом проверьте себя, сверившись с мнением психолога.
1. «Душа компании».
Такие люди уверены в себе, и даже в тяжелые минуты чувство юмора не покидает их. Они жизнерадостны, подвижны, легко вступают в разговор.
2. «Эгоистка».
Такая поза — признак самовлюбленного человека. Любой ценой старается привлечь к себе внимание и показать себя умнее других. Если не удается — обижается и выясняет отношения или же старается уединиться.
3. «Зануда».
Убеждена, что знает жизнь и все правильно понимает. Зачастую логика на ее стороне, но упорство, с каким она доказывает свою правоту, нестерпимо.
4. «Непоседа».
Активна, жизнерадостна и способна вовлечь в любое начинание даже тех, кому это не по душе. Хватается за все дела сразу, но почти ничего не доводит до конца. Весь день проводит в бесконечных хлопотах.
Сигналы могут быть самые неожиданные. О многом, например, может рассказать содержимое... дамской сумочки.
А. В ней трудно что-либо найти — расческа где-то между страницами паспорта, старый проездной билет оказался среди денег...
Очевидно, что хозяйка — беззаботная особа, лишенная комплексов и скованности. Доброжелательна и отзывчива, не мелочна, вплоть до расточительности. Не переносит строгой дисциплины, волнений и спешки.
Б. В сумочке идеальный порядок, любую вещь можно найти с закрытыми глазами. Ее хозяйка — скорее всего человек серьезный, требовательный к себе и другим. На таких людей всегда можно положиться, потому что они не обещают невыполнимого, но, дав слово, держат его. Имеют склонность к руководству, но иногда такие попытки нагоняют на окружающих тоску.
В. Сумка большая, вместительная, и чего только в ней нет... Там склад, музей, коллекция? Иначе чем объяснить соседство старых писем и сломанной брошки, интересной газетной вырезки и каких-то фотографий?.. Но женщина, которая держит ее в руках, — милый и компанейский человек, ждущий от жизни прежде всего тепла и покоя. Часто сентиментальна и мечтательна, витает в облаках.
Г. Небольшие ножницы и лейкопластырь, нитки и вязальные, спицы, расписание поездов и запасные очки... Сразу видно, что мы имеем дело с практичной и рассудительной особой, готовой ко всяким неожиданностям. Отзывчива и доброжелательна, хотя кое-кто считает ее педантичным нудным человеком. Поэтому, ценя ее достоинства, окружающие порой стараются уклониться от общения с ней.
Д. Эта сумка — одна из многих в гардеробе ее хозяйки. Экстравагантна, модна, на почетном месте — косметика. Ее владелица «и жить торопится, и чувствовать спешит». Правда, она относится к жизни потребительски, очень любит себя и удивляется, когда узнает, что некоторые считают ее эгоисткой. Старается быть в центре внимания и все делает ради этого.
Конечно, не стоит слишком уж серьезно относиться к этим наблюдениям и строить на них свои отношения. Привели мы их лишь для того, чтобы проиллюстрировать народную мудрость: что в сердце варится, на людях не утаится.
Слабыми сигналами поистине переполнен наш мир общения, но предвзятость к ним часто мешает нам пристальнее поглядеть вокруг и задуматься. Ведь один из постулатов, усвоенных с детства, гласит, что по одежке лишь встречают и она принципиально не может иметь отношения к тому, что из себя представляет человек. И все же психологи смотрят на одежду очень внимательно, извлекая из этих наблюдений немало интересного.
Для некоторого представления о сути их методов мы решили привести кое-какие примеры. Но с одной существенной оговоркой: не спешите с выводами. Вспомните бумеранг, который правильно летает не из любых рук. А то может и ударить самого охотника. Дело в том, что надо уметь-отличать случайное от закономерного, сопоставлять с другими сигналами, отделять полезное от «шума». А пока единственный вывод, который следует сделать после знакомства с «кухней» психологов, заключается в том, что человеку трудно скрыть свою внутреннюю суть. Даже если
он будет очень стараться, то ярко продемонстрирует свою скрытность, что, впрочем, тоже полезный сигнал.
Кроме внешности и фигуры, сигналом может стать, например, предпочитаемый