Сильные решения

Видать по лицу, сколько лет молодцу.

Пословица

Слабые сигналы — это особенности вне­шнего вида, поведение, привычки, которые позволяют делать уверенные выводы о том, к какому психологическо­му типу человек принадлежит и чего от него в связи с этим можно ожидать. Посмотрим, как подмечал такие сигналы Н. В. Гоголь, описывая своих героев перед тем, как расска­зать об их затяжном конфликте: «Лучше всего можно узнать характеры их из сравнения: Иван Иванович имеет дар говорить чрезвычайно приятно. Господи, как он гово­рит! (...) Приятно! чрезвычайно приятно! как сон после купанья. Иван Никифорович, напротив, больше молчит, но зато если влепит словцо, то держись только: отбреет лучше всякой бритвы. Иван Иванович худощав и высокого роста;


Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяет­ся в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хво­стом вверх».

Кто же эти два непримиримых бойца, стоявших на­смерть, когда речь шла о «кровной» обиде? Проверьте себя, заглянув в описание типов, знакомых нам по первой главе. Но если там нас интересовал характер, то здесь — его связь с внешностью. А заодно подумайте, насколько тонким психологом оказался художник П. Боклевский.

Лидер. Нос небольшой, с плотными, расширенными ноздрями. Лоб высокий, широкий. Лицо полное, в форме желудя. Рот довольно большой, хорошо очерченный. Глаза большие, смеющиеся, широко раскрыты. Кисти рук «квадратные», пальцы «прямоугольные»: Поза полна достоинства, величественна. Походка тяжеловесная, тор­жественная. Настроение приподнятое, производит впечат­ление здоровья, уверенности.

Логик. Длинный, узкий нос нависает над верхней губой. Лоб высокий, узкий и выпуклый. Лицо длинное, костлявое, в форме миндаля со срезанным острым кончиком. Рот большой, с опущенными углами, нижняя губа выдвинута вперед. Глаза глубоко посаженные, без блеска, довольно угрюмые. Кисти рук длинные, худые, пальцы тоже длинные, походка медленная, нерешительная и неловкая. Высокая, худая и сутулая фигура производит впечатление печального и уставшего человека.

Эстет. Нос с едва заметными «орлиными» признаками,


лоб высокий и выпуклый, лицо похоже на вытянутый овал. Рот маленький, глаза лучистые и меланхоличные. Кисти рук гибкие, длинные с веретенообразными пальцами. Поза небрежная и беспечная, походка гибкая и грациозная. Выглядит элегантно, порывист, на лице мягкая улыбка и легкая грусть.

Боец. Нос с горбинкой, кончик угловатый. Лоб покатый, убегает назад, лицо вытянуто в форме финика. Рот резко изогнут, губы тонкие, плотно сжаты. Сверкающие, очень живые глаза, кисти рук твердые, с крепкими пальцами в виде «лопаток». Поза вызывающая, воинственная, походка быстрая, «механическая». Сложение мускулистое. Он — человек действия, раздражителен и вспыльчив.

Пассивный. Нос широкий у основания, округлый к кон­чику, лоб низкий. Лицо яйцеобразное, у молодых — узким концом книзу, у пожилых — кверху. Рот небольшой, округ­лый, губы толстые. Глаза напоминают миндаль. Кисти рук полные, с ямочками, пальцы короткие. Поза беспечная, из­неженная. Облик этой фигуры с узкой талией и широкими бедрами, ленивой походкой производит впечатление не­брежности и женственности.

Надежный. Короткий, выпуклый посередине нос, лоб широкий, прямоугольный. Лицо почти квадратное, с угло­ватыми чертами. Рот плотно сжат, со складками в углах. Глаза глубоко посаженные/ немного сонные и тусклые. Короткие и массивные кисти, походка грузная, степенная. Коренастая фигура отличается массивностью, солидно­стью.

Мечтатель. Нос пятачком, с вздернутым кончиком. Покатый, с хорошо обозначенными надбровными дугами лоб. Лицо по форме напоминает грецкий орех. Рот не­плотно прикрыт, его уголки приподняты. Глаза округлые, часто близорукие. Мягкие кисти рук, поза подвижная и довольно несуразная. Походка неровная, неуверенная. Фигура отличается округлыми формами.

Спринтер. Прямой, тонкий, остроконечный нос, лоб высокий, выпуклый. Из-за узкого подбородка и широкого лба лицо кажется Треугольным. Рот очень тонкий, под­вижный, глаза сверкающие, выразительные. Руки скрипача, узкие, с тонкими пальцами. Походка быстрая и гибкая, он как бы скользит на кончиках пальцев. Телосложение тоже треугольное: широкие плечи и узкая талия. Энергичный, с быстрой жестикуляцией, производит впечатление грациоз­ного человека.

Итак, где в этой компаний искать нашего знакомого


Лидер Логик

Эстет Боец


Пассивный Надежный

Мечтатель Спринтер


Ивана Ивановича? Помните, он человек «чрезвычайно тонкий» и в порядочном разговоре никогда не скажет не­приличного слова. К тому же очень сердится, если ему попадется в борщ муха. Ну, конечно же, он «эстет», правда, не первой молодости и довольно провинциальный. По этим причинам он, мягко говоря, не очень похож в изобра­жении художника на красавца, представляющего когорту эстетов, — но все-таки это он.

Что же касается Ивана Никифоровича, то этого крупного увальня мы встретим среди «надежных». Несмотря на паро­дийность портрета, главное тут — массивная, степенная фигура с полузаплывшими глазками. Но не ищите фотогра­фического сходства с «каноническими» типажами. Психо­лог — не вахтер, сличающий фото на удостоверении с физиономией предъявителя. Его искусство заключается в умении увидеть совокупность определяющих признаков, выделить основное.

Задача это непростая. Ведь люди отличаются друг от друга не тем, что одни охотно демонстрируют свои скры­тые качества, а другие сопротивляются этому. Сопротив­ляются все, разница лишь в том, насколько успешно. Суще­ствует несколько линий «психологической обороны» — биографические данные, личные достоинства и недостатки, жизненные цели, отношение к другим людям, к обществу. Любой человек всегда что-то недоговаривает о себе, дела­ет выгодные, как ему кажется, акценты. Тем самым демон­стрирует себя не таким, каков он есть, а каким хотел бы выглядеть в глазах других. Каков же он на самом деле — этого он зачастую и сам не знает.

Наблюдательные люди интуитивно осваивают это искус­ство — разбираться в людях. Психологи же разработали научные способы раскрывать сущность личности, исполь­зуя так называемые слабые сигналы. Многие из таких сиг­налов давно всем известны. Недаром про зазнайку говорят, что он задирает нос, чванливый — надувает щеки. Подха­лима узнают по угодливой осанке, а человека достойного и основательного — по неторопливой речи. Наверняка кое-какие наблюдения на этот счет есть и у вас. Попробуйте сделать некоторые выводы о характере человека по тому, как он сидит. А потом проверьте себя, сверившись с мне­нием психолога.

1. «Душа компании».

Такие люди уверены в себе, и даже в тяжелые минуты чувство юмора не покидает их. Они жизнерадостны, под­вижны, легко вступают в разговор.

2. «Эгоистка».


Такая поза — признак самовлюбленного человека. Любой ценой старается привлечь к себе внимание и пока­зать себя умнее других. Если не удается — обижается и выясняет отношения или же старается уединиться.

3. «Зануда».

Убеждена, что знает жизнь и все правильно понимает. Зачастую логика на ее стороне, но упорство, с каким она доказывает свою правоту, нестерпимо.

4. «Непоседа».

Активна, жизнерадостна и способна вовлечь в любое начинание даже тех, кому это не по душе. Хватается за все дела сразу, но почти ничего не доводит до конца. Весь день проводит в бесконечных хлопотах.

Сигналы могут быть самые неожиданные. О многом, например, может рассказать содержимое... дамской су­мочки.

А. В ней трудно что-либо найти — расческа где-то между страницами паспорта, старый проездной билет оказался среди денег...

Очевидно, что хозяйка — беззаботная особа, лишенная комплексов и скованности. Доброжелательна и отзывчива, не мелочна, вплоть до расточительности. Не переносит строгой дисциплины, волнений и спешки.

Б. В сумочке идеальный порядок, любую вещь можно найти с закрытыми глазами. Ее хозяйка — скорее всего человек серьезный, требовательный к себе и другим. На таких людей всегда можно положиться, потому что они не обещают невыполнимого, но, дав слово, держат его. Имеют склонность к руководству, но иногда такие попытки наго­няют на окружающих тоску.


В. Сумка большая, вместительная, и чего только в ней нет... Там склад, музей, коллекция? Иначе чем объяснить соседство старых писем и сломанной брошки, интересной газетной вырезки и каких-то фотографий?.. Но женщина, которая держит ее в руках, — милый и компанейский человек, ждущий от жизни прежде всего тепла и покоя. Часто сентиментальна и мечтательна, витает в облаках.

Г. Небольшие ножницы и лейкопластырь, нитки и вя­зальные, спицы, расписание поездов и запасные очки... Сразу видно, что мы имеем дело с практичной и рассуди­тельной особой, готовой ко всяким неожиданностям. Отзывчива и доброжелательна, хотя кое-кто считает ее педантичным нудным человеком. Поэтому, ценя ее до­стоинства, окружающие порой стараются уклониться от общения с ней.

Д. Эта сумка — одна из многих в гардеробе ее хозяйки. Экстравагантна, модна, на почетном месте — косметика. Ее владелица «и жить торопится, и чувствовать спешит». Правда, она относится к жизни потребительски, очень любит себя и удивляется, когда узнает, что некоторые считают ее эгоисткой. Старается быть в центре внимания и все делает ради этого.

Конечно, не стоит слишком уж серьезно относиться к этим наблюдениям и строить на них свои отношения. При­вели мы их лишь для того, чтобы проиллюстрировать на­родную мудрость: что в сердце варится, на людях не утаится.

Слабыми сигналами поистине переполнен наш мир общения, но предвзятость к ним часто мешает нам при­стальнее поглядеть вокруг и задуматься. Ведь один из постулатов, усвоенных с детства, гласит, что по одежке лишь встречают и она принципиально не может иметь отноше­ния к тому, что из себя представляет человек. И все же психологи смотрят на одежду очень внимательно, извле­кая из этих наблюдений немало интересного.

Для некоторого представления о сути их методов мы решили привести кое-какие примеры. Но с одной сущест­венной оговоркой: не спешите с выводами. Вспомните бумеранг, который правильно летает не из любых рук. А то может и ударить самого охотника. Дело в том, что надо уметь-отличать случайное от закономерного, сопоставлять с другими сигналами, отделять полезное от «шума». А пока единственный вывод, который следует сделать после зна­комства с «кухней» психологов, заключается в том, что человеку трудно скрыть свою внутреннюю суть. Даже если


он будет очень стараться, то ярко продемонстрирует свою скрытность, что, впрочем, тоже полезный сигнал.

Кроме внешности и фигуры, сигналом может стать, на­пример, предпочитаемый


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: