Основные свойства языка, как знаковой системы

Языковые знаки имеют сложную структуру, которая определяется иерархической организацией лингвистических единиц на четырех основных уровнях: фонемы и слоги (силлабемы), морфемы, лексемы, а также синтагмы и синтаксические конструкции, образующие тексты.

Язык характеризуется дискретностью и комбинативностью, которые проявляются во взаимной противопоставленности (парадигматической противопоставленности) единиц языка на каждом языковом уровне. При этом комбинирование единиц на каждом нижележащем уровне обеспечивает образование взаимно противопоставленных единиц вышележащего уровня. Сложные знаки языка расчленяются на составляющие их простые знаки, что позволяет строить огромное количество сложных знаков на основе комбинирования ограниченного количества простых знаков.

Организация языковых знаков подчиняется принципу двойного членения: подразделяя высказывания с помощью дихотомических противопоставлений на все меньшие и меньшие единицы, можно обнаружить два типа далее неразложимых единиц («двойное членение высказываний):

· По наличию функций, обеспечивающих комбинирование знаков с целью выражения семантического содержания – это фонемы.

· По наличию фиксируемого с помощью знаков простейшего семантического содержания – это морфемы.

Использование языка может характеризовать преднамеренность и произвольность – избирательная целенаправленность использования субъектом звуковых и графических языковых знаков по отношению к обозначаемому и замещаемому содержанию, а также в связи с задачами передачи и фиксирования сообщений – организации и реализации речевых действий.

Использование знаков языка характеризует взаимозаменяемость одних знаков другими знаками, с комбинацией которых связаны операции актуализации значений (представлений и понятий), построения новых значений и фиксирование их в образе мира субъектов с помощью известных языковых средств:

· Одни и те же средства языка в разных случаях своего употребления могут служить для фиксирования и передачи сообщений с разным содержанием (многозначность, полисемия, омонимия).

· Одно и то же содержание сообщения может передаваться с помощью разных языковых средств (синонимия).

Использование знаков языка характеризует продуктивность – возможность с помощью языковых средств строить потенциально бесконечное количество высказываний и текстов.

1.2.3. Зарождение и развитие членораздельной речи и языка в человеческих сообществах

Отличия речевых действий человека от коммуникативных сигналов у животных
речевая коммуникация у человека коммуникация у животных
В человеческом языке существует иерархия устойчивых алфавитов (фонемы, морфемы, лексемы, синтаксические правила построения предложений). В системе коммуникативных сигналов у животных отсутствует иерархия алфавитов и грамматика.
Человек овладевает средствами и способами использования языка в течение индивидуальной жизни в разделенных с другими людьми взаимодействиях. У животных системы сигналов носят врожденный и закрытый характер. У высших животных возможна постнатальная модификация системы сигналов.
У человека знаки языка предметно отнесены, фиксируют постоянные повторяющиеся свойства предметов и явлений и актуализируют определенное семантическое содержание (представления, понятия). У животных сигналы имеют преимущественно экспрессивный характер; отсутствует устойчивая предметная отнесенность сигналов (сигналы выражают текущее психофизиологическое состояние животного).
Речевые действия человека относительно независимы от эмоциональных и мотивационных состояний, а также от актуальной ситуации (надситуативность коммуникации). У животных коммуникация ситуативна и подчинена: а) эмоционально-мотивационному состоянию; б) воздействию непосредственной, актуальной биологической ситуации.
У человека сообщения могут передаваться со значительным временным разрывом в направлении от настоящего к прошлому или к будущему. Сигнализация животных ограничена текущей временной ситуацией – теми условиями, в которых непосредственно находится животное.
Человек обладает способностью произвольно преднамеренно регулировать и контролировать речевые действия. В коммуникативном поведении животных произвольность отсутствует. Сигналы носят характер автоматизированных операций.

Развитие языка и других знаковых систем в человеческих общественных отношениях выступает следствием новых форм совместной деятельности, зарождающихся в период антропогенеза, и становится необходимым условием их последующего развития и организации. Знаки языка начинают выполнять множество новых функций в деятельности людей:

· Лежат в основе формирования высших психических функций: функций произвольной преднамеренной организации совместных действий, функций передачи сообщений, функций фиксирования результатов познавательной деятельности, функций организации психических процессов.

· Лежат в основе формирования умственных действий, а также формирования, развития и функционирования сознания и рефлексивного образа мира человека.

Современный человек необходимо овладевает четырьмя основными типами речевых действий, которые противопоставляются по двум центральным основаниям:

В зависимости от используемых знаково-символических средств различают:

· Речевые действия слушания и говорения, которые опираются на последовательности звуковых артикуляционно-перцептивных комплексов.

· Речевые действия чтения и письма, которые опираются на последовательности графических знаков – букв.

В зависимости от общих целей использования языковых средств различают:

· Речевые действия слушания и чтения, предполагающие актуализацию и понимание фиксированных с помощью языка понятий и сообщений (значений и смыслов).

· Речевые действия говорения и письма, предполагающие формулировку и выражение понятий и сообщений (значений и смыслов) с помощью языковых средств.

При этом разговорная речь и кодифицированный литературный язык строятся и организуются, подчиняясь различным правилам.

Историческое зарождение человеческой речи и языковых средств, основанных на сочетаниях звуковых комплексов, может быть представлено как ряд этапов (Леонтьев А.А., 1997; Лурия, 2004; Кликс, 1983; Соломоник, 1995):

· Исходно предметная деятельность выполнялась предками человека в условиях стадной жизни в отсутствие языка.

· Разделение функций в совместных видах деятельности, а также использование и изготовление примитивных орудий постепенно начинают определять особенности отношений между членами сообщества и требуют развития коммуникативных средств.

· Первые формы предметно отнесенного общения представляют собой изобразительные жесты, которые «отделяются» от предметно-практических действий, имитируя их организацию и выполнение (симпраксические формы коммуникации).

· Звуковые формы исходно экспрессивной вокализации, стихийно включаясь в жестово-имитационные формы общения, постепенно приобретают самостоятельную предметную отнесенность, а позднее и относительную независимость от жестовых форм общения. Формируются и выделяются звуковые артикуляционно-фонематические комплексы.

· Звуковые сигналы, наряду с исходной экспрессивной функцией (выражение эмоциональных и мотивационных состояний субъекта), начинают приобретать предметную отнесенность и выполнять номинативную функцию – обозначения действий, объектов, явлений, а также их абстрагированные признаки, свойства, связи и отношения.

· Постепенно семантическая номинативная функция общения переходит к голосовым органам, так как имитационные жесты затрудняют выполнение трудовых действий и не могут обеспечить эффективное общение вне прямой видимости и на расстоянии. Речевые действия отделяются от практических действий.

· Развиваются грамматические приемы словообразования и согласования слов, служащие организации высказываний, которые обеспечивают фиксирование и установление все более сложных межпредметных связей и отношений в процессах организации совместной деятельности и действий.

· В речевых действиях выделяются и фиксируются языковые единицы различных уровней, а также способы их объединения для решения различных коммуникативных задач. Формируется грамматика.

· Формируются логические средства и приемы, обеспечивающих умозаключения на основе согласования высказываний.

В процессе исторического развития человечества знаковые системы возникают в следующей последовательности:

· Естественные языки, где базисными знаками выступают имитации, жесты, слова.

· Системы записи, где базисными знаками могут выступать предметы, изображения, символы (иконы, иероглифы), знаки (буквы).

· Искусственные знаково-символические системы, состоящие из произвольно вводимых знаков и символов для решения различных задач (могут иметь формализованы характер, подчиняясь строгим правилам логико-математических преобразований).

Развитие письменности в истории человечества

(Кликс, 1983; Глотова, 1990; Соломоник, 1995, 2004)

Письменность обеспечивает расширение процессов общения и трансляцию накапливаемого общественно-исторического опыта в пространстве и во времени. Накопление и трансляция различных форм человеческой культуры и общественно-исторического опыта приобретает «историческое и географическое измерения».

1. Первые формы неречевых (дописьменных) средств передачи сообщений представляют собой предметное письмо – совокупность природных или специально изготовленных предметов, сочетание или преобразование которых использовалось как средство передачи сообщений.

2. Начертательное письмо зарождается как письмо с помощью рисунков-изображений – пиктография. При этом пиктограмму можно «читать» и именами и глаголами. Пиктограмма не связана с алфавитом, наглядна и не позволяет передавать абстрактные мысли.

3. Идеография – «письмо понятиями», когда обозначаемым является не сам жизненный факт в его непосредственной данности, а те понятия, значения которые возникают в сознании человека и требуют своего выражения на письме (Шумерское, Древнеегипетское письмо). Изображения (рисунки) выступают в переносном, обобщенном и условном значении, что позволяет передавать абстрактные значения.

В рамках идеографии выделяется особый прием: изображение одних предметов другими предметами, сходными по звучанию. Схематизация рисунков ведет к их превращению в условные значки – иероглифы (Китай). Иероглифы сочетают схематическое обозначение, как образов, так и звуков из которых состоят слова.

4. Количество корней слов, которые передают значения, требует огромного алфавита иероглифов. Выход из такого затруднения был найден в фонографии – изображении на письме не понятий, а звуковых последовательностей.

· Первый этап развития фонографии – слоговая (силлабическая) письменность – обозначение часто повторяющихся в речи сочетаний фонем. Соответственно знаки являются в такой письменности не буквами, а силлабемами.

· Второй этап – консонантная письменность – появление букв для обозначения согласных звуков; гласные обозначаются специальными диакритическими знаками (древнееврейская, арабская письменность).

· Последний этап – фонематическая фонография – обозначение с помощью букв, как согласных, так и гласных звуков.

2. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: