Общая характеристика языковых (грамматических) способностей человека

Грамматикой родного языка ребенок овладевает в раннем детстве и дошкольном возрасте стихийно, неосознанно, интуитивно.

Объяснение происхождения и развития языковых (грамматических) способностей человека, выявление закономерностей формирования и развития знаний, умений, навыков (способов ориентировки), необходимых человеку чтобы говорить и понимать речь – это центральная проблема психолингвистики.

Понимание и порождение высказываний и текстов людьми обеспечивается овладением: а) звуковым строем языка; б) запасом слов, который осваивается путем запоминания; б) системой частично осознаваемых грамматических правил, которые позволяют понимать и порождать новые предложения.

Психологическая структура значений слов в текстах определяется не только словарным значением, но также системой отношений между словами и предложениями – синтаксическими отношениями.

При исследовании грамматики различных языков следует различать:

· Описание реальных способов использования языка в речевых действиях различными людьми – описательную (дескриптивную) грамматику.

· Свод правил, которым подчиняется нормативно-верное построение речевых высказываний – нормативную (прескриптивную, предписывающую) грамматику.

Грамматику родного языка и взрослый человек использует преимущественно интуитивно. Грамматическая (лингвистическая) интуиция человека включает множество способностей (Слобин, грин, 1976):

· Способность различать верно, и неверно составленные высказывания и предложения.

· Способность устанавливать в высказываниях (предложениях) субъект и объект, а так же дополняющие и определяющие их слова. При этом грамматическое и логико-семантическое подлежащие могут не совпадать (Например: … охране нужно уходить; … охране нужно угодить).

· Способность устанавливать семантическую однозначность или неоднозначность между предложениями, при сходстве грамматических структур, но различии семантического содержания: (Например: а) … начальник выносит решение; … решение выносится начальником; б) … Спартак проиграл Зениту; … Зенит выиграл у Спартака).

· Способность распознавать семантическую неоднозначность, когда имеется одна грамматическая структура и две семантические структуры. (Например: … убийства бандитов были ужасны; …посещения родственников могут быть утомительными; (а) посещать родственников утомительно?; б) принимать родственников утомительно?).

Одинаковым поверхностным грамматическим структурам могут соответствовать различающиеся глубинные (семантические) структуры, и наоборот, когда одной глубинной (семантической) структуре могут соответствовать различающиеся поверхностные структуры:

· «Их задержали полицейские». «Их задержали силой». – В двух предложениях одинаковые поверхностные грамматические структуры непосредственно составляющих, но различие логических субъектов (различные глубинные грамматические структуры).

· «Цыплята готовы к обеду»; «Толя пришел к Коле с Олей». – В каждом из предложений одной грамматической структуре соответствует два возможных значения.

При интерпретации предложений люди опираются на синтаксические и семантические признаки. Существуют гипотезы, что различные грамматические признаки предложений кодируются в памяти отдельно друг от друга и отдельно от содержания предложения.

Грамматика любого языка позволяет построить бесконечное число высказываний (продуктивность), которые подчиняются некоторым правилам организации. Грамматические правила, обеспечивающие построение и понимание предложений реализуются:

· Порядком следования слов (в большей или меньшей мере для разных языков).

· Наличием в языке специальных грамматических средств, которые позволяют устанавливать класс слова и его значение в составе предложений. В качестве таких грамматических средств выступают: а) словообразовательные морфемы (суффиксы, приставки); б) морфемы, служащие согласованию слов в предложениях (окончания); в) функциональные слова, обеспечивающие установление отношений между словами и предложениями (частицы, предлоги, союзы).

В этой связи полезно различать:

· Лексемный синтаксис – способы организации последовательностей из слов в высказываниях и предложениях.

· Морфемный синтаксис – способы образования новых лексических единиц на основе организации морфем и согласования их как членов высказываний, предложений.

Особенности грамматической организации неразвитых языков и закономерности овладения речью дают основания полагать, что лексемный синтаксис является первичным по отношению к морфемному синтаксису.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: