Грамматикой родного языка ребенок овладевает в раннем детстве и дошкольном возрасте стихийно, неосознанно, интуитивно.
Объяснение происхождения и развития языковых (грамматических) способностей человека, выявление закономерностей формирования и развития знаний, умений, навыков (способов ориентировки), необходимых человеку чтобы говорить и понимать речь – это центральная проблема психолингвистики.
Понимание и порождение высказываний и текстов людьми обеспечивается овладением: а) звуковым строем языка; б) запасом слов, который осваивается путем запоминания; б) системой частично осознаваемых грамматических правил, которые позволяют понимать и порождать новые предложения.
Психологическая структура значений слов в текстах определяется не только словарным значением, но также системой отношений между словами и предложениями – синтаксическими отношениями.
При исследовании грамматики различных языков следует различать:
· Описание реальных способов использования языка в речевых действиях различными людьми – описательную (дескриптивную) грамматику.
|
|
· Свод правил, которым подчиняется нормативно-верное построение речевых высказываний – нормативную (прескриптивную, предписывающую) грамматику.
Грамматику родного языка и взрослый человек использует преимущественно интуитивно. Грамматическая (лингвистическая) интуиция человека включает множество способностей (Слобин, грин, 1976):
· Способность различать верно, и неверно составленные высказывания и предложения.
· Способность устанавливать в высказываниях (предложениях) субъект и объект, а так же дополняющие и определяющие их слова. При этом грамматическое и логико-семантическое подлежащие могут не совпадать (Например: … охране нужно уходить; … охране нужно угодить).
· Способность устанавливать семантическую однозначность или неоднозначность между предложениями, при сходстве грамматических структур, но различии семантического содержания: (Например: а) … начальник выносит решение; … решение выносится начальником; б) … Спартак проиграл Зениту; … Зенит выиграл у Спартака).
· Способность распознавать семантическую неоднозначность, когда имеется одна грамматическая структура и две семантические структуры. (Например: … убийства бандитов были ужасны; …посещения родственников могут быть утомительными; (а) посещать родственников утомительно?; б) принимать родственников утомительно?).
Одинаковым поверхностным грамматическим структурам могут соответствовать различающиеся глубинные (семантические) структуры, и наоборот, когда одной глубинной (семантической) структуре могут соответствовать различающиеся поверхностные структуры:
|
|
· «Их задержали полицейские». «Их задержали силой». – В двух предложениях одинаковые поверхностные грамматические структуры непосредственно составляющих, но различие логических субъектов (различные глубинные грамматические структуры).
· «Цыплята готовы к обеду»; «Толя пришел к Коле с Олей». – В каждом из предложений одной грамматической структуре соответствует два возможных значения.
При интерпретации предложений люди опираются на синтаксические и семантические признаки. Существуют гипотезы, что различные грамматические признаки предложений кодируются в памяти отдельно друг от друга и отдельно от содержания предложения.
Грамматика любого языка позволяет построить бесконечное число высказываний (продуктивность), которые подчиняются некоторым правилам организации. Грамматические правила, обеспечивающие построение и понимание предложений реализуются:
· Порядком следования слов (в большей или меньшей мере для разных языков).
· Наличием в языке специальных грамматических средств, которые позволяют устанавливать класс слова и его значение в составе предложений. В качестве таких грамматических средств выступают: а) словообразовательные морфемы (суффиксы, приставки); б) морфемы, служащие согласованию слов в предложениях (окончания); в) функциональные слова, обеспечивающие установление отношений между словами и предложениями (частицы, предлоги, союзы).
В этой связи полезно различать:
· Лексемный синтаксис – способы организации последовательностей из слов в высказываниях и предложениях.
· Морфемный синтаксис – способы образования новых лексических единиц на основе организации морфем и согласования их как членов высказываний, предложений.
Особенности грамматической организации неразвитых языков и закономерности овладения речью дают основания полагать, что лексемный синтаксис является первичным по отношению к морфемному синтаксису.