Следует разграничивать психологические теории и теоретические модели. Теория это система методологически обоснованных и обобщенных представлений об определенном «фрагменте» действительности, которая позволяет объяснять и предсказывать особенности функционирования и развития соответствующих явлений окружающего мира.
Теория не всегда допускает непосредственную экспериментальную проверку, а также полную формализацию и операционализацию (опирается на опосредствованные подтверждения).
В состав теории могут включаться разные теоретически анализируемые и конструируемые модели исследуемых объектов и явлений, которые предполагают: а) систему теоретических методов, обеспечивающих построение моделей; б) систему эмпирических методов исследования, обеспечивающих: а) опытную или экспериментальную верификацию моделей; б) косвенную верификацию теории, в рамках которой такие модели строятся.
Модель это знаково-символическая конструкция, которая воспроизводит определенные характеристики исследуемого объекта. Модель предполагает возможность непосредственной экспериментальной проверки, а также относительно полную формализацию и операционализацию. В рамках одной теории может быть построено множество различных моделей.
|
|
1.2. Язык и речь в человеческой деятельности
1.2.1. Отношения между языком и речью в человеческой деятельности
Речевая деятельность одновременно предполагает наличие языка – систему средств речевой деятельности, и речь – использование языка в актах общения и деятельности | |
Язык это система знаков и правил их преобразования, которые используются для организации различных видов речевых действий. | Речь это процессы использования языка в различных видах человеческой деятельности (языковых средств в составе речевых действий). |
Язык это система знаков, выступающая объективным продуктом социальной деятельности, которая необходима для реализации речевых действий и коммуникации. | Речь это использование языка в индивидуальных действиях, направленных на решение коммуникативных или интеллектуальных задач. |
Язык предполагает общественно выработанные способы использования знаков, в качестве средств актуализации и фиксирования предметно отнесенные значений, обобщений, понятий. | Речь это процесс индивидуального присвоения и использования объективных значений, обобщений, понятий в речевых действиях. |
Язык как система знаков объективно фиксирован в материальной форме звуковых последовательностей и графических изображений, не психологичен. | Речь всегда имеет субъективные психические компоненты – предметное и семантическое (представления, понятия) содержание, которое актуализируется, фиксируется и транслируется с помощью языковых средств. |
Язык не линеен – это иерархически организованная, противопоставленная по множеству оснований система сложно структурированных знаков. | Речь носит линейный (развернутый во времени) характер. Модели языка строятся на основе выделения и исследования способов использования знаков в составе речевых действий. |
|
|