Что такое значение?

Значение (понятие) – это потенциальная возможность отнесения слова, высказывания, текста к тому или иному предмету или классу предметов, реализуемая при помощи разных способов «означивания», которые зависят от места данного предмета в деятельности субъекта (А.А. Леонтьев, 2001. – С. 145).

· Значение есть социально кодифицированная с помощью языковых (знаково-символических) средств форма общественного опыта, которая обеспечивает осознание предметов и способов их использования.

· Содержание значения формируется в общественной человеческой деятельности, в которую включаются носители языка.

· Речевая деятельность моделирует систему общественных отношений человека к миру, которые фиксируются с помощью языковых средств.

Значение как психологическое явление представляет собой не статичное образование, которое где-то сохраняется (например, в мозге), а динамическую иерархию процессов, которые лежат в основе построения ориентировочно-исследовательских операций при планировании и организации определенного диапазона действий (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.А. Леонтьев). Это результат и единство процессов общения и обобщения (Л.С. Выготский).

Что лежит в основе формирования и развития значений как потенциальных семантических компонентов индивидуального сознания?

Разные формы существования значений определяются соотношением генезиса, функционирования и взаимосвязями между разными видами действий и деятельностей. За значениями скрываются общественно выработанные способы реализации операций и действий как в до языковых (до речевых) формах, так и в языковых (речевых) формах. При этом значения могут существовать:

· Исходно – как объективные предметные характеристики явлений, а также межпредметные связи и отношения, которые необходимо учитывать при организации и выполнении различных человеческих действий и деятельностей.

· Вторично – как способы ориентировки и организации предметных действий и деятельностей, включенные в индивидуальное сознание конкретных индивидов.

Общественно фиксированные значения, в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, объективны и подчиняются общественно-историческим законам формирования и развития человеческих действий и деятельностей. Поэтому следует различать значение как феномен общественного сознания и значение как феномен индивидуального сознания.

Каковы функциональные особенности овладения значениями и использования значений субъектом?

Значение могут существовать для субъекта в двойственном виде. Исходно как объект присвоения, построения и осознания субъектом самого значения (например, в ориентировочно-исследовательских, познавательных, учебных действиях). Вторично как способ и механизм осознания субъектом предметного мира с помощью значения: а) как способ ориентировки в определенной системе ситуаций; б) как способ организации системы операций и действий, обеспечивающих решение определенного типа задач.

Значение может быть использовано:

· В качестве средства адекватной организации действий с предметами, а также взаимодействий с другими людьми в соответствующей ситуации.

· В качестве средства организации умственных действий над представлениями и понятиями различной степени абстрактности путем подстановки под используемые знаки некоторых обобщенных предметных представлений (понятий), не имеющих непосредственной ситуативной отнесенности к конкретному предмету.

Каковы основные формы существования значений?

Значения могут существовать в различных формах, в зависимости от особенностей организации соответствующих им действий.

Предметные значения:

· Существуют на чувственной базе реализуемых субъектом перцептивных процессов и составляют исходную основу для формирования «образа мира».

· Исходно строятся в действиях с объектами, в процессах восприятия объектов; вторично актуализируются в качестве представлений.

· Включаются в предметно-практические и перцептивные действия, направленные на реальные объекты или на установление объективных межпредметных отношений и связей.

· Включают признаки, непосредственно ориентирующие и регулирующие конкретные действия. Предметные значения «метричны» – соответствуют конкретным физическим свойствам объектов предметного мира.

Ролевые значения:

· Существуют на чувственной базе компонентов совместно организуемых действий в процессах общения (социально выработанные способы организации и реализации межличностных взаимодействий между людьми, социальные нормы, социальные роли и т.д.).

· Исходно строятся во взаимодействиях с людьми, в процессах восприятия людей и способов общения с людьми; вторично актуализируются в качестве представлений.

Языковыезначения (вербальные, знаковые, символические значения):

· Существуют на чувственной базе языка как системы специфических знаков, что обеспечивает: а) «фиксированность» значения и возможность его отделения от ситуации и конкретной деятельности; б) возможность совершать умственные операции и действия над значением, как с некоторой «внешней» данностью.

· Вербальные значения «спроецированы» в надситуативную, умственную деятельность в качестве обобщенного способа ориентировки или организации предметных действий или взаимодействий с людьми. Языковые значения «топологичны» – фиксируют определенные типы абстрактных, обобщенных межпредметных отношений и связей.

Как предметные и вербальные значения включаются в человеческие действия и деятельности?

Все формы значений исходно задаются субъекту во внешних, социализированных, материальных формах взаимодействий с людьми и окружающим миром (организация практических действий с реальными предметами, объективные межличностные взаимодействия, внешняя речь и тексты). Производно значения могут приобретать умственные («внутренние», «идеальные») формы. – Значения актуализируются субъектом и приобретают устойчивость в сознании человека в форме представлений и понятий (способов ориентировочно-исследовательских операций и действий) благодаря использованию внутренней речи.

В деятельность человека предметное или ролевое значение может включаться: а) в функции образования мотивов; б) в функции постановки целей и планирования предстоящих действий или взаимодействий с людьми; в) в функции эталона – предполагаемого образца результата и способа его получения, с которым сопоставляются результаты реализации действий или взаимодействий с людьми (контроль); г) в функции автоматизированных ориентировочных и исполнительных операций.

Вербальное (языковое) значение «может быть определено только через процессы порождения речи: как определенный способ перехода от того, что мы хотим выразить, к конкретному языковому выражению»… «Психологическая структура значения определяется системой соотнесенности и противопоставления слов в процессе их употребления в деятельности, а не в процессе их сопоставления как единиц лексикона» (Леонтьев А.А., 2001, с. 156).

3.1.7. Предметные и вербальные значения в функциональной структуре человеческого сознания и образа мира


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: