Формирование семантических функциональных структур на ранних стадиях речевого развития ребенка

Основные функции слов на ранних стадиях речевого развития формируются в следующей последовательности: функция указания на предмет, функция обозначения и замещения предметов и явлений – актуализации представлений, функция обобщения предметов и явлений, функция сигнификации – актуализации умственных действий, обеспечивающих преобразование и построение представлений и понятий (Салмина, 1988):

· Первоначально слово для ребенка – один из компонентов ситуации, рядоположный с другими предметными компонентами.

· Позднее слово постепенно выделяется в ситуации как средство направления избирательной ориентировки на определенное предметное содержание.

· Еще позднее происходит относительное разделение двух планов: а) внешней речевой организации практических действий; б) речевой организации умственных действий над представлениями.

· Еще позднее появляется рефлексия на разделение этих двух планов.

На ранних стадиях речевого развитиямышление и умственные действия у ребенка исходно формируются в процессах практического познания окружающего мира, а овладение речевыми действиями исходно развивается через усвоение готовых образцов использования языковых средств в общении с взрослыми (Горелов, 2003).

· Качественные особенности овладения ребенком предметными действиями опережают качественные особенности использования языковых средств.

· Овладение формой слов и формально-грамматическими приемами построения высказываний опережает овладение их семантическим содержанием.

Специфически человеческими особенностями развития психики выступает то, что у ребенка во взаимодействиях с взрослыми возможно образование семантических связей между биологически незначимыми предметами и явлениями окружающего мира (Горелов, 2003 – С. 31-33).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: