Развитие речи ребенка после 6-7 лет

В дошкольном возрасте значения слов преимущественно определяются взаимодействиями ребенка с предметной действительностью (Леонтьев А.Н., 2003. – С. 344). На границе дошкольного и школьного возраста формируются дискурсивные умственные действия, которые организуются только посредством языковых средств. На этой основе формируется новый тип обобщений, позволяющий сделать предметом осознания само значение слова (А.Н. Леонтьев, 2003. – С. 273).

В процессе овладения чтением и письмом язык и речь становятся предметом самостоятельного осознания. На этой основе учащийся учится произвольно контролировать собственную речь, а через нее и собственное мышление.

Дошкольник опирается на житейские (обыденные) понятия не умея раскрыть их вербально. В условиях школы на основе учебно-познавательных действий и речевых определений ребенок начинает овладевать содержанием научных понятий.

Способами использования языковых средств в составе речевых действий ребенок овладевает стихийно и не осознанно. Осознание (рефлексия) словесного состава языка в онтогенезе начинает наблюдаться в старшем дошкольном возрасте и имеет следующий порядок. Сначала ребенок начинает выделять и осознавать слова обозначающие предметы, затем слова обозначающие действия, далее слова обозначающие признаки предметов и действий. Еще позднее выделяются и осознаются слова обозначающие отношения между предметами, действиями, признаками, а также разнообразные вспомогательные слова (Лурия 1979; Салмина, 1988).

4.3.2. Формирование фонематического слуха и фонематической речи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: