Механизмы формирования фонематического слуха и фонематической речи

1. В основе процессов распознавания слышимой речи и речепорождения лежат механизмы внутренней артикуляторной имитации (артикуляторная имитация).

Для каждого языка характерен свой диапазон фонем, слогов, морфем, лексем которые должны задаваться ребенку извне взрослыми в качестве образцов. Поэтому при овладении речью ребенок должен установить корреляции между акустическим потоком речевых звуков (исходно издаваемых другими людьми, а затем и своих собственных) с собственными двигательно-исполнительными артикуляционными операциями, которые обеспечивают воспроизведение таких звуков.

2. До момента появления предметной отнесенности речи, наблюдается диффузность фонетики, так как у ребенка отсутствуют четкие критерии для согласования акустического и артикуляционного рядов. Поэтому до 8-9 месяцев у ребенка преобладают недостаточно дифференцированные артикуляции, которые соответствуют не фонемной, а интонационной стороне речи взрослых.

4. В процессах установления предметной отнесенности первых слов, взрослый начинает выступать для ребенка в качестве:

· Субъекта, задающего образцы верного произношения слов и фраз путем их предметного соотнесения: ребенок устанавливает связи между предметом и комплексом звуков.

· Субъекта, обеспечивающего через предметную отнесенность слов и фраз согласование активно порождаемой ребенком речи с верными акустическими моделями и образцами.

В результате у ребенка формируются неосознаваемые механизмы внутреннего контроля, основу которого составляют внутренние артикуляционные эталоны, в пределах которых может варьироваться как акустическое восприятие речи (у других людей и у себя), так и артикуляторная реализация высказываний.

5. В качестве исходных эталонов для ребенка выступают не отдельные фонемы, слоги, морфемы, а их последовательности, соответствующие определенным предметно отнесенным словам и фразам. Поэтому дети дошкольного возраста испытывают затруднения с произвольным выделением морфем, слогов, фонем (Чистович, Венцов, Гранстрем, 1976).

Факт: одни и те же области мозга активируются как при произношении, так и при восприятии речевых звуков (Ушакова, 2011 – С. 336).

Последовательность развития фонематической дифференциации в восприятии речи в раннем возрасте (Швачкин, 2004. – С. 113-143)

Стадия различения гласных:

· Различение: а от других гласных.

· Различение: и – у, э – о, э – у.

· Различение: и – э, у – о.

Стадия различения согласных:

· Различение наличия-отсутствия согласных: бок – ок, лот – от и т.д.

· Различение сонорных и артикулируемых шумных: м – б, р – д, н – г, j – в.

· Различение твердых и мягких согласных: н – н`, м – м`, б –б`, в – в`, з – з`, л – л`, р – р`.

· Различение сонорных назальных и плавных + jot: а) м – л, м – р, н – л, н – р, н – j, м – j; б) различение назальных: м – н; в) различение плавных м – н.

· Различение сонорных и неартикулируемых шумных: м – з, л – х, н – ж.

· Различение губных и язычных: б – д, б – г, в – з, ф – х.

· Различение взрывных и придувных: б – в, д – з, к – х, д – ж.

· Различение передне- и заднеязычных: д – г, с – х, ш – х.

· Различение глухих и звонких: п – б, т – д, к – г, ф – в, с – з, ш – ж.

· Различение шипящих и свистящих: с – з, ш – ж.

· Различение плавных и jot: р – jot, л – jot.

4.3.3. Овладения ребенком словообразовательными моделями

(Чуковский, 1968, Юрьева, 2004, Ушакова, 2011)




double arrow
Сейчас читают про: