Овладение синтаксическими средствами построения высказываний в раннем детстве

(Лепская, 2004)

Установление отношений номинации и использование ребенком слов – разных частей речи:

Между первыми словами ребенка, именующими предметы и действия нет структурных различий. Первая языковая оппозиция, появляющаяся в высказываниях ребенка «имя действия – имя предмета». При этом ребенок часто опирается на указательный жест, который замещает существительное или глагол.

До возраста 1 год 2-3 месяца преимущественно используются имена существительные для обозначения единичных конкретных предметов. В возрасте 1 год 3-6 месяцев существительные начинают использоваться для обозначения разных предметов, имеющих сходство по внешним функциональным и перцептивным признакам (появляются детские обобщения-комплексы).

В 1 год 2-3 месяца появляются императивные формы глаголов (иди, дай, бери). До 1 года 10-11 месяцев овладевая обозначениями процессов и действий, дети преимущественно используют их инфинитивные глагольные формы, в которых не обозначается отнесенность к лицу, числу, времени (играть, кушать).

Первые признаки предметов определяются через наименования другого предмета (кукла платье, собачка домик). К возрасту 2 года в речи детей появляются имена прилагательные для обозначения свойств и признаков предметов. Сначала признаки предметов преимущественно начинают обозначаться путем сочетания существительных с притяжательными и относительными прилагательными и фиксируют принадлежность чего-либо определенному предмету или лицу (куклиное платье, собачкин домик). Позднее появляются обозначения отвлеченных признаков – цвет, оценка, физические свойства, пространственно-временные отношения, которые фиксируются качественными прилагательными (красное платье, красивое платье, большой домик, высокий домик). Превосходные степени прилагательных первое время могут использоваться и по отношению к качественным прилагательным (эта палка железнее).

Далее в речи детей появляются наречия для наименования для признаков действий (плохо бежать, идти медленно), которые фиксируются наречиями, а также наименования, обозначающие место (это, тут, там, туда).

Вслед за этим в речи детей появляются предлоги, с помощью которых выражаются различные наглядные межпредметные связи и отношения (в, с, на, под, над).

Значительно позднее появляются союзы, которые фиксируют логические отношения и связи между высказываниями.

Освоение детьми субъектно-объектных отношений и выражение их с помощью синтаксических средств языка:

В возрасте около 1 года 6 месяцев детские двухкомпонентные высказывания преимущественно строятся на основе фиксирования действия и объекта, на который оно направлено (хочу киску, кушать супик).

Трехсловные и многословные высказывания появляются позднее на основе постепенной интеграции исходных двухсловных высказываний.

Происходит усложнение высказываний на основе противопоставлений объекта действия объекту адресату. Сначала наблюдается структура: имя действия – объект действия – адресат. Затем такой жесткий порядок слов исчезает (читать книжку мама, не хочет каша Игорь).

Далее у ребенка появляются высказывания, фиксирующие орудия действия (стучу молоток, кушать кашка ложка).

Появляются высказывания, в которых фиксируются объектно-обстоятельственные и пространственные отношения. Сначала это дейктические слова (там будет играть, туда ехать машина). Затем появляются сочетания существительных без систематического использования предлогов: а) значения местонахождения объекта (там книжка столе, сидит котенок забор); б) места перемещения объектов (налей сок кружку); в) направление действия (иди домик, везти машина гараж).

В возрасте после 2 лет ребенок начинает постепенно выделять отношения между интересующим его объектом и действием, которое такой объект совершает. В высказываниях появляются субъектные значения.

· Сначала ребенок в качестве субъектов действия указывает других людей и предметы (Мама налей сок; Ложка падать будет).

· Затем в качестве субъекта действия ребенок начинает указывать себя, используя третье лицо (Игорь рисовать танк; Ялик будет стучать молоток).

· Далее постепенно появляется местоимение первого лица «Я».

В возрасте 2 года 3-6 месяцев ребенок начинает широко использовать предлоги, овладение которыми опережает овладение верным использованием флексий (Лежать на кровать; Игорь идет на улицу с лопатка). При том в возрастеот 2 лет 6 месяцев до 3 лет смещение падежных флексий (окончаний) наблюдается намного чаще, чем пропуск или неверное использование предлогов.

К возрасту3 года 6 месяцев ребенок начинает относительно верно использовать падежные флексии.

Овладение выражением с помощью союзов надситуативных семантических отношений и противопоставлений:

У детей в возрасте около 2 лет появляются высказывания, в которых фиксируются различные отношения между разными ситуациями, субъектами, действиями и т.д. Сначала такие отношения устанавливаются путем перечисления семантически связанных друг с другом высказываний. (Ялик гулять идти, лопатку взял, домик строить.)

Первым в речи детей появляется союз «и», который долго остается единственным и наряду с соединительной связью, обозначает противительные (используется вместо союза «но»), сопоставительные (используется вместо союза «а»), а также и другие типы отношений. Постепенно союзы начинают использоваться верно.

Появляются союзы, фиксирующие подчинительные связи, которые сначала служат уточнению наглядных свойств и пространственных отношений у известных объектов (…дай совочек, который в ведерке; …пошли в парк там, в котором с деревья).

Позднее дети в высказываниях начинают разграничивать семантические отношения временного следования и предшествования, которые выражаются детьми не всегда адекватно (…я пришел потом, когда дождь пошел).

Еще позднее на основе отношений временного следования начинают семантически выделяться причинно-следственные отношения, которые исходно также выражаются не всегда адекватно. Далее ребенок овладевает разграничением причинно-следственных, целевых (телеологических) и условных связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: