Каковы центральные направления дифференциации психических функций в антропогенезе и историческом развитии человечества?

В антропогенезе и историческом развитии человечества на основе развития общественной деятельности и совершенствования способов использования языка и других знаково-символических средств формируется общественное сознание – специфические способы организации совместных форм психической ориентировки людей. При этом язык и другие знаково-символические средства обеспечивают формирование высших психических функций – собственно человеческие формы произвольной осознаваемой ориентировки и организации взаимодействий с людьми и предметами окружающего мира, которые могут приобретать умственные формы реализации в составе образа мира субъекта (Леонтьев А.Н, 2000).

В контексте системно-деятельностного культурно-исторического подхода к анализу психических явлений все феноменологически выделяемые у человека психические функции, процессы, свойства получают объяснение и интерпретацию через две взаимосвязанные линии генезиса: а) включение во взаимодействия с другими людьми; б) включение во взаимодействия с предметами человеческой культуры, овладение предметными действиями.

При этом с момента рождения на основе исходных форм взаимодействия младенца с внешней средой формирование и дифференциация психических функций реализуется в двух тесно взаимосвязанных направлениях: а) развитие сферы мотивационных отношений; б) развитие операционально-технических и интеллектуальных способностей (Эльконин, 1989).

Центральные взаимосвязанные направления генезиса психических функций у человека

  включение во взаимодействия с другими людьми включение во взаимодействия с предметами человеческой культуры
развитие сферы мотивационных отношений формирование и развитие мотивационных отношений к людям, к межличностным отношениям, связям и взаимодействиям формирование и развитие мотивационных отношений к предметам и предметным областям окружающего мира
развитие операционально-технических и интеллектуальных способностей формирование и развитие характера (личностных качеств и свойств) как устойчивых способов включения субъекта во взаимодействия с людьми формирование и развитие способностей, как устойчивых способов реализации субъектом предметных действий (практических и умственных)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: