В антропогенезе и историческом развитии человечества на основе развития общественной деятельности и совершенствования способов использования языка и других знаково-символических средств формируется общественное сознание – специфические способы организации совместных форм психической ориентировки людей. При этом язык и другие знаково-символические средства обеспечивают формирование высших психических функций – собственно человеческие формы произвольной осознаваемой ориентировки и организации взаимодействий с людьми и предметами окружающего мира, которые могут приобретать умственные формы реализации в составе образа мира субъекта (Леонтьев А.Н, 2000).
В контексте системно-деятельностного культурно-исторического подхода к анализу психических явлений все феноменологически выделяемые у человека психические функции, процессы, свойства получают объяснение и интерпретацию через две взаимосвязанные линии генезиса: а) включение во взаимодействия с другими людьми; б) включение во взаимодействия с предметами человеческой культуры, овладение предметными действиями.
|
|
При этом с момента рождения на основе исходных форм взаимодействия младенца с внешней средой формирование и дифференциация психических функций реализуется в двух тесно взаимосвязанных направлениях: а) развитие сферы мотивационных отношений; б) развитие операционально-технических и интеллектуальных способностей (Эльконин, 1989).
Центральные взаимосвязанные направления генезиса психических функций у человека
включение во взаимодействия с другими людьми | включение во взаимодействия с предметами человеческой культуры | |
развитие сферы мотивационных отношений | формирование и развитие мотивационных отношений к людям, к межличностным отношениям, связям и взаимодействиям | формирование и развитие мотивационных отношений к предметам и предметным областям окружающего мира |
развитие операционально-технических и интеллектуальных способностей | формирование и развитие характера (личностных качеств и свойств) как устойчивых способов включения субъекта во взаимодействия с людьми | формирование и развитие способностей, как устойчивых способов реализации субъектом предметных действий (практических и умственных) |