Каковы возможные (гипотетические) этапы формирования и генезиса психологических механизмов представлений в антропогенезе?

Исходную основу представлений составляют двигательные имитационные действия, которые фиксируют и воспроизводят: а) способы выполнения разнообразных предметно-практических действий; б) процессы и объекты в окружающем мире, по отношению к которым могут выполняться определенные действия; в) наблюдаемые субъектом действия других людей.

· Исходно имитационно-жестовые операции зарождаются в процессах организации совместных действий, необходимо требующих общения между людьми, и образуют исходные коммуникативные (знаковые) средства (от предметно соотнесенных имитаций до магических и обрядовых действий, совместных ритуальных танцев и т. п.).

· Редуцирование имитационных действий преобразуется в жестовые формы коммуникации, которые опираются на внутренние сокращенные мышечно-двигательные (идеомоторные) формы активности.

· Жестовые формы коммуникации, замещаясь звуковыми средствами, преобразуются в речевые формы общения, которые сохраняют связь с внутренними сокращенными мышечно-двигательными (идеомоторными) формами активности.

· Использование жестов, а позднее языковых и иных знаково-символических средств в межличностных взаимодействиях преобразуется в такие способы их использования, которые направляются субъектом на свое поведение и свои психические функции (Л.С. Выготский).

· Интериоризация перцептивных действий обеспечивает внутреннюю идеомоторную имитацию чувственной структуры объекта.

Гипотеза В.П. Зинченко: Представления возникают на основе ориентировочно-исследовательских операций и действий, которые преобразуются в «викарные движения органов чувств»: мозг реализует программы мышечной организации движений, органов чувств и процессов в органе чувств, которые: а) протекают в отсутствие соответствующих предметных условий; б) соответствуют тем объектам или предметным ситуациям, на которых строились такие процессы при выполнении перцептивных операций и действий в прошлом; в) имеют сокращенный, редуцированный и автоматизированный характер.

В мозге фиксируются не чувственные данные, а программы построения ориентировочно-исследовательских (перцептивных) операций и действий, которые требуются для опознания и исследования соответствующих объектов или предметных ситуаций.

Гипотезы О.К. Тихомирова, В.К. Вилюнаса: в процессах фиксирования обобщенных способов ориентировки (представлений и мышления) задействованы и вегетативные функции организма, которые тесно связаны с эмоциональными процессами (Вилюнас, 1976; 1990; Тихомиров, 1984).

Чем характеризуется восприятия мира человеком в отличие от восприятия мира животными?

Для животных значения предметов ситуативны, неустойчивы и меняются в зависимости от актуальных потребностей и особенностей актуальной биологической ситуации. Человек воспринимает предметный мир не только в координатах индивидуальных потребностей, актуального пространства и времени жизнедеятельности, но и в особом квазипространстве (квазиизмерении) – пространстве объективных значений, «пространстве образа мира».

Объективные значения – это универсальные способы использования предметов и явлений, которые человечество выделяет, воспроизводит и фиксирует в процессах общественной деятельности. Значения предметов приобретают для людей относительную объективность, устойчивость и независимость от актуальных ситуаций, а также потребностей и мотивов субъекта. Так в общественных видах деятельности выделяются и воспроизводятся предметные значения.

Предметные значения избирательно фиксируются с помощью языковых и знаково-символических средств и приобретают форму вербальных (категориальных) значений. Вербальные значения произвольно транслируются и воспроизводятся в форме умственных представлений, понятий и способов их преобразований у разных людей: а) исходно, в процессах взаимодействия и речевого общения между людьми; б) производно, в сознании отдельного человека с опорой на внутреннюю речь (см.: Л.С. Выготский: механизм интериоризации).

Какую роль выполняют значения в формировании и развитии образа мира?

Значения это воспроизводимые людьми (функционально фиксированные) способы ориентировки, которые лежат в основе: а) опознавания предметов и явлений на основе построения и последующей произвольной актуализации (репрезентации) представлений; б) установления разнообразных отношений и связей в объективном предметном мире, а также между образами предметов и явлений; в) организации различных предметных действий и взаимодействий с другими людьми.

По мере овладения значениями, у человека формируется и развивается «образ мира» – динамичное системное амодальное обобщенное представление о мире в целом, обеспечивающее ориентировку в реальном мире. В результате человек (субъект) начинает воспринимать окружающий мир как характеризующийся: а) относительной стабильностью и повторяемостью предметных свойств, связей, отношений; б) не ограниченный актуальной непосредственно воспринимаемой ситуацией.

Чем отличаются значения, формирующиеся на основе перцептивных процессов от значений, формирующихся на основе процессов мышления?

По мере развития познавательных способностей субъекта на основе мышления в форме значений начинают устанавливаться, фиксироваться и включаться в образ мира непосредственно не регистрируемые органами чувств свойства предметов и явлений, выявляемые на основе установления межпредметных отношений и связей – амодальные (сверхчувственные) свойства, которые могут представлять собой:

· Функциональные свойства и качества, которые не содержатся в субстрате объектов, а обнаруживаются только при воздействии предметами друг на друга, а также при взаимодействии между людьми (например: твердость, электропроводимость, плотность разных металлов; стоимость товара; личностные качества человека и т.п.).

· Ненаблюдаемые внутренние структурные и функциональные («сущностные») характеристики явлений, выявляемые на основе выдвижения гипотез и их последующей косвенной проверки на основе опытной регистрации следствий и прогнозов, вытекающих из таких гипотез (например, гипотезы о молекулярном и атомном строении вещества).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: