Развитие у ребенка способностей на основе использования языка произвольно актуализировать представления и умственные действия (сознание), обеспечивает развитие особого психического образования – субъекта умственных действий, организуемых в «образе мира». Внешние по своей форме действия с внешними вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в образе мира субъекта («в умственном плане») над актуализируемыми с помощью знаково-символических средств значениями (ориентировочными составляющими деятельности и действий). Предметные значения обобщаются, вербализуются, интериоризируются, сокращаются и становятся способными к дальнейшему развитию, которое преодолевает границы внешней деятельности.
Главной детерминантой, определяющей содержание психически регулируемой активности у человека постепенно становится не столько текущая ситуация, сколько опыт и знания субъекта (система присвоенных объективных значений) в отношении воспринимаемой ситуации. Такой опыт и знания большей своей частью выступают результатом присвоения общественно-исторического опыта через вовлечение ребенка в специально направленную деятельность, воспроизводящую различные способы преобразования предметного мира, а также способы использования знаково-символических средств. При этом использование языка значительно расширяет границы усваиваемого опыта, делая их относительно независимыми от непосредственно воспринимаемой ситуации.
|
|
Если животное пытается учесть возможности конкретной ситуации для того, чтобы обеспечить удовлетворение актуализировавшейся потребности, то человек при наличии образа мира и сознания имеет возможность ориентироваться в неограниченных пространственных и временных масштабах, далеко выходя за пределы своей индивидуальной жизни (Вилюнас, 1990).
Опираясь на контекст генезиса научной логики построения объяснительных принципов и теоретических понятий, полезно противопоставить термины «образ мира» и «сознание». Отметим, что такое разведение имплицитно присутствует в работах А.А. Леонтьева и В.К. Вилюнаса: «Образ мира – это отображение в психике человека предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии» (Леонтьев А.А., 2001б, – С. 115).
В отличие от понятия «образ мира», сознание – это особый уровень функциональный организации психики человека, обеспечивающий произвольность в реализации как внешних, так и умственных действий человека, на основе овладения субъектом разнообразными способами использования знаково-символических средств. Сознание формируется и развивается как совокупность совместных знаний, которые обеспечивают обобщенные совместные способы ориентировки в мире при организации совместной деятельности на основе совместного использования знаково-символических средств. Сознание есть свернутая форма когда-то освоенных действий, которые обеспечивают произвольную локализацию и идентификацию отражаемых явлений в «образе мира». Конкретно-психологическую основу осознанного характера психического отражения у человека составляет локализация отражаемых явлений в «образе мира», обеспечивающая автоматизированную рефлексию человеком того, что, где, когда и зачем он делает (Вилюнас, 1990).
|
|