Какое содержание фиксируется в деятельностном подходе к анализу психических явлений с помощью терминов «сознание» и «образ мира»?

Развитие у ребенка способностей на основе использования языка произвольно актуализировать представления и умственные действия (сознание), обеспечивает развитие особого психического образования – субъекта умственных действий, организуемых в «образе мира». Внешние по своей форме действия с внешними вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в образе мира субъекта («в умственном плане») над актуализируемыми с помощью знаково-символических средств значениями (ориентировочными составляющими деятельности и действий). Предметные значения обобщаются, вербализуются, интериоризируются, сокращаются и становятся способными к дальнейшему развитию, которое преодолевает границы внешней деятельности.

Главной детерминантой, определяющей содержание психически регулируемой активности у человека постепенно становится не столько текущая ситуация, сколько опыт и знания субъекта (система присвоенных объективных значений) в отношении воспринимаемой ситуации. Такой опыт и знания большей своей частью выступают результатом присвоения общественно-исторического опыта через вовлечение ребенка в специально направленную деятельность, воспроизводящую различные способы преобразования предметного мира, а также способы использования знаково-символических средств. При этом использование языка значительно расширяет границы усваиваемого опыта, делая их относительно независимыми от непосредственно воспринимаемой ситуации.

Если животное пытается учесть возможности конкретной ситуации для того, чтобы обеспечить удовлетворение актуализировавшейся потребности, то человек при наличии образа мира и сознания имеет возможность ориентироваться в неограниченных пространственных и временных масштабах, далеко выходя за пределы своей индивидуальной жизни (Вилюнас, 1990).

Опираясь на контекст генезиса научной логики построения объяснительных принципов и теоретических понятий, полезно противопоставить термины «образ мира» и «сознание». Отметим, что такое разведение имплицитно присутствует в работах А.А. Леонтьева и В.К. Вилюнаса: «Образ мира – это отображение в психике человека предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии» (Леонтьев А.А., 2001б, – С. 115).

В отличие от понятия «образ мира», сознание – это особый уровень функциональный организации психики человека, обеспечивающий произвольность в реализации как внешних, так и умственных действий человека, на основе овладения субъектом разнообразными способами использования знаково-символических средств. Сознание формируется и развивается как совокупность совместных знаний, которые обеспечивают обобщенные совместные способы ориентировки в мире при организации совместной деятельности на основе совместного использования знаково-символических средств. Сознание есть свернутая форма когда-то освоенных действий, которые обеспечивают произвольную локализацию и идентификацию отражаемых явлений в «образе мира». Конкретно-психологическую основу осознанного характера психического отражения у человека составляет локализация отражаемых явлений в «образе мира», обеспечивающая автоматизированную рефлексию человеком того, что, где, когда и зачем он делает (Вилюнас, 1990).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: