В чем заключаются психологические особенности рефлексии? Виды рефлексивности в организации действий человека

По этимологическому определению рефлексия как психический феномен может иметь осознаваемый и неосознаваемый характер (Ильясов, 1986). Неосознаваемый характер рефлексия носит в организации любых воспроизводимых субъектом практических и умственных операций и действий, которые актуализируются с помощью языковых и знаково-символических средств в форме представлений и понятий – «отражены в сознании» субъекта. Если фиксирование и актуализация («отражение») с помощью знаково-символических средств разнообразных действий в форме ориентировочных компонентов (представлений и понятий) составляет сущность знаний, то следует признать, что исходно любое знание есть рефлексия определенных компонентов предметно-практических действий. Заметим, что такие исходные формы неосознаваемой рефлексии, как правило, не относят к психическим явлениям, связанным с рефлексивным познанием.

Осознаваемая рефлексия представляет собой «рефлексию рефлексии» – «отражение» субъектом того, что он имеет «психическое отражение (психический образ) явлений окружающего мира». Осознаваемая рефлексия строится на основе вторичного опосредствования (обозначения и фиксирования) с помощью знаково-символических средств уже опосредствованных знаками и символами содержания предметных операций и действий. Именно осознаваемые уровни рефлексивных операций и действий выделяются и обсуждаются в психолого-педагогической литературе, как явления рефлексии. Далее мы будем использовать термин «рефлексия» именно в таком общепринятом значении.

В чем же проявляется сущность рефлексивного познания? Отвечая на этот вопрос, можно выделить два основания-критерия, по которым разные авторы выделяют рефлексивные действия.

В качестве первого критерия рефлексивности мышления и действий человека указывается (или контекстуально полагается) вторичное опосредствование психической ориентировки языковыми средствами, знаками, символами. Этот критерий можно обозначить как «эпистемологический», поскольку в данном случае анализируется системная организация знаний (значений) безотносительно к их носителю – субъекту (Щедровицкий, 1995). Если придерживаться этого критерия, то уже эмпирические обобщения, в которых с помощью знаков языка и логических операций определения устанавливаются родовидовые отношения различных уровней обобщенности, представляют собой «рефлексию рефлексии». Уровневая организация языка обеспечивает возможность описывать исходные языковые конструкции с помощью других языковых средств и, на такой основе, позволяет порождать неограниченный диапазон иерархически организованных структурных единиц, обеспечивающих фиксирование результатов и актуализацию способов организации человеческой деятельности. Посредством метаязыковых приемов может осуществляться рефлексия любых речевых выражений – как их содержание, так и форма.

Рефлексия (и осознание) любого значения осуществляется путем его выражения в системе других значений. Эта особенность зафиксирована Л.С. Выготским как необходимый и существенный признак, по которому следует разводить допонятийные и собственно понятийные обобщения (Выготский, т. 2, 1982). Это отмечается В.В. Давыдовым при характеристике теоретических обобщений, а также Ж. Пиаже при характеристике формальных интеллектуальных операций.

В соответствии с указанным критерием осознаваемая рефлексия представляет собой определенную систему метаориентировочных действий по отношению к содержанию другой системы ориентировочных действий. Метаориентировочные действия могут осуществляться с самых разных позиций. Поэтому организация рефлексивной ориентировки субъекта в составе и содержании любого действия может приобретать многоуровневый («многомерный») характер. В результате ориентировочная активность субъекта в течение жизни постепенно расслаивается на относительно самостоятельные предметно-семантические области и образует систему вложенных друг в друга гетерархически организованных познавательных «пространств» и позиций, обеспечивающих представление одних значений через другие, включение одних способов ориентировки в соответствии с определенными основаниями в отношения к другим способам ориентировки («текста в текст»). Этим и определяется содержательное многообразие различных рефлексивных позиций (Величковский, 2006).

Отметим, что как в общественном, так и в индивидуальном сознании отдельные компоненты знаний могут быть взаимно рефлексивными по отношению друг к другу. Такая взаимная рефлексия, как правило, имеет различные основания и позиции (за исключением случаев взаимно однозначного перевода). Например, в научных знаниях с теоретических позиций «рефлексируется» любой новый эмпирический факт, в свою очередь, любое теоретическое положение «рефлексируется» с позиций совокупности известных эмпирических фактов. Другой пример: исходя из знаний общей психологии, можно исследовать сущность теоретического мышления, в свою очередь, зная особенности теоретического мышления и теоретических знаний, можно контролировать особенности содержания и организации общепсихологических знаний (Петренко, 1997).

В качестве второго критерия рефлексивности указывается направленность ориентировочно-исследовательских операций и действий субъекта, опосредствованных языковыми и знаково-символическими средствами, на самого себя. Рефлексивность познания, поведения, деятельности чаще всего психологически содержательно обсуждается как система таких феноменов, когда в сознании субъекта представлен он сам в разнообразных отношениях с миром или с самим собой, когда субъект мысленно противопоставляет себя объективному миру, своим знаниям, своему поведению, своим действиям, своему мышлению, своим переживаниям.

Такой критерий рефлексивности можно обозначить как «гносеологический», т.к. психическая ориентировка осуществляется субъектом по отношению к самому себе (Щедровицкий, 1995). Субъект занимает позицию исследователя по отношению к самому себе, позицию наблюдателя за собой как бы «со стороны» – реализует познание и контроль своих собственных действий, мыслей, переживаний, способностей и т.д. Такая позиция субъекта в рефлексивном действии может соотноситься с различными аспектами предметно-семантического содержания индивидуального и общественно-исторического опыта и бытия: с гипотетически возможным или нормативно-должным; с прошлым, настоящим или будущим; с критериями научности, этичности, полезности и т.д. (Вилюнас, 1990; Величковский, 2006).

В соответствии спервым критерием рефлексия рассматривается как объективное выражение одних знаний через другие знания (выражение одних значений в системе других значений) – организация, построение и контроль одной ориентировочной основы действий с помощью другой ориентировочной (метаориентировочной) основы действий. Субъект при этом не включает в осознаваемую систему ориентировочных операций и действий ориентировку в самом себе.

В соответствие совторым критерием рефлексия рассматривается как осознаваемая система ориентировочных действий субъекта по отношению к себе самому – по отношению к каким либо собственным способностям, правилам, нормам, задачам, способам деятельности и т.д.

Возможны различные формы актуализации рефлексивных действий, которые требуют включения ориентировки субъекта в самом себе. Например, это ситуации, когда субъекту при выполнении какого-либо действия, требуется ставить себя на место партнера по общению, когда требуется ориентировка в своих индивидуальных свойствах, возможностях, способностях с различных осознаваемых позиций. Например, с точки зрения развития физических возможностей, нравственно-психологических особенностей, интеллектуальных способностей, профессиональных качеств и т.д. В основе таких рефлексивных действий могут лежать различные метаориентировочные позиции: а) сопоставление себя с другими людьми и их индивидуальными особенностями, б) сопоставление себя с абстрактно фиксированными нормами, правилами, идеалами, ценностями и т.д.

По двум указанным критериям жесткие разграничения между рефлексивными действиями провести нельзя. В любом рефлексивном действии субъект занимает определенную позицию, но если в первом случае такая позиция присутствует только имплицитно, то во втором – такая позиция осознается. Отметим, что только при осознании своей собственной позиции в рефлексивном действии, у субъекта появляется возможность преднамеренно занимать условные альтернативные познавательные позиции, а также разные позиции в межличностных взаимодействиях, которые могут значительно расходиться и даже противоречить собственным ценностям, целям, желаниям, знаниям, убеждениям субъекта. Такие позиции обеспечивают «интеллектуальную идентификацию и децентрацию» – умение понять точку зрения другого человека, занять альтернативную познавательную позицию, «увидеть себя глазами другого». Вместе с тем умение занимать такие позиции обеспечивает возможность интеллектуального и личностного саморазвития субъекта. Это осуществляется путем сопоставления разных позиций, которые субъект может занимать по отношению к практическим или познавательным проблемам, по отношению к другим людям или обществу в целом. В результате такого сопоставления становится возможен последующий осознанный самостоятельно обоснованный выбор и изменение своих собственных позиций по отношению к этическим, эстетическим, интеллектуальным и другим проблемам.

Заметим, что основания для сравнения и выбора разнообразных рефлексивных позиций у субъекта могут носить осознаваемый или неосознанный характер и иметь более или менее сложную иерархию. Такими основаниями для сравнения и оценки субъектом своих собственных рефлексивных позиций могут манипулировать другие люди, что нередко можно наблюдать в случае использования всевозможных вербальных воспитательных, психологических, идеологических воздействий. Осознание субъектом оснований выбора и предпочтения своих рефлексивных позиций обеспечивает переход на более высокий уровень осознаваемой рефлексии.

Подводя итог, сформулируем особенности тех психических явлений, по отношению к которым используется термин «рефлексия»:

· В основе рефлексивных психических явлений лежат опосредствованные языком, знаками, символами осознаваемые (т.е. актуализируемые и объективируемые с помощью речевых действий) системы ориентировочных операций и действий.

· Умственные операции и действий, обеспечивающие рефлексивные формы ориентировки субъекта, располагаются на разных семантических уровнях, которые опосредствованы, языковыми (знаково-символическими) средствами. Это: а) ориентировка, лежащая в основе организации и выполнении определенного действия; б) ориентировка в определенных способах организации или контроля над его выполнением – контроля с определенных осознаваемых позиций (эпистемологический тип рефлексии).

· В состав указанных систем ориентировочных операций и действий субъект может включать не только предметно-семантическое содержание, характеризующее цели действий и способы их достижения, но и осознаваемые свойства и характеристики своего «Я»: свои способности и возможности; свои знания и умения; эмоции, мотивы, ценности, убеждения и т.д. (гносеологический тип рефлексии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: