Теория гетерархической организации семантических «ментальных пространств»

1. Человеческая культура и общественное сознание имеют принципиально многоуровневый характер организации. Будучи интериоризированной культура репродуцирует в структурах индивидуального сознания принципы своей организации:

· Многоуровневость и гетерархичность – включенность «текста в текст».

· Возможность представления одних знаний через другие (наличие метапланов).

· Возможность различных форм рефлексии и саморефлексии.

2. Уровневая организация языка обеспечивает формирование многоуровневой организации индивидуального сознания.

· Позволяет порождать сколь угодно большое количество структурных единиц для выражения человеческой мысли.

· Дает возможность описывать в языке другие языковые же конструкции, т.е. осуществлять посредством метаязыковых структур рефлексию речевых выражений (для осознания значения необходимо его выражение в системе других значений).

2. В содержании любого предложения (высказывания) следует выделять:

· Пропозицию – собственно некоторое утверждение.

· Модальную рамку утверждения – отнесенность утверждения к одному из «возможных миров» («ментальных пространств»): к прошлому, настоящему или будущему; к гипотетически возможному или нормативно-должному и т.п.

3. Ментальные пространства представляют собой состояния сознания и внутренние позиции субъекта, которые фиксируются и задаются с помощью ментальных предикатов и выражаются с помощью специальных лексических средств (наречия, вводные слова, союзы типа «к счастью», «наверное», «давным-давно», «возможно», «слишком»).

4. Каждое ментальное пространство:

· Задается собственным смысловым контекстом.

· Обладает собственной эмоциональной окраской.

· Диктует свои правила построения практических, умственных, коммуникативных действий.

· Имеет свое особое отношение к действительности (например, пространство народных сказок, пространство научной фантастики, пространство «светлого будущего», пространство науки).

· Является результатом построения коллективного или индивидуального субъекта.

· Может быть присвоено другим субъектом и приобретать тот или иной личностный смысл.

5. В содержание любого текста могут входить различные ментальные пространства, которые расслаивают текст на относительно самостоятельные смысловые области. Понимание такого текста выступает как развертка вложенных друг в друга ментальных пространств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: