1. Человеческая культура и общественное сознание имеют принципиально многоуровневый характер организации. Будучи интериоризированной культура репродуцирует в структурах индивидуального сознания принципы своей организации:
· Многоуровневость и гетерархичность – включенность «текста в текст».
· Возможность представления одних знаний через другие (наличие метапланов).
· Возможность различных форм рефлексии и саморефлексии.
2. Уровневая организация языка обеспечивает формирование многоуровневой организации индивидуального сознания.
· Позволяет порождать сколь угодно большое количество структурных единиц для выражения человеческой мысли.
· Дает возможность описывать в языке другие языковые же конструкции, т.е. осуществлять посредством метаязыковых структур рефлексию речевых выражений (для осознания значения необходимо его выражение в системе других значений).
2. В содержании любого предложения (высказывания) следует выделять:
· Пропозицию – собственно некоторое утверждение.
|
|
· Модальную рамку утверждения – отнесенность утверждения к одному из «возможных миров» («ментальных пространств»): к прошлому, настоящему или будущему; к гипотетически возможному или нормативно-должному и т.п.
3. Ментальные пространства представляют собой состояния сознания и внутренние позиции субъекта, которые фиксируются и задаются с помощью ментальных предикатов и выражаются с помощью специальных лексических средств (наречия, вводные слова, союзы типа «к счастью», «наверное», «давным-давно», «возможно», «слишком»).
4. Каждое ментальное пространство:
· Задается собственным смысловым контекстом.
· Обладает собственной эмоциональной окраской.
· Диктует свои правила построения практических, умственных, коммуникативных действий.
· Имеет свое особое отношение к действительности (например, пространство народных сказок, пространство научной фантастики, пространство «светлого будущего», пространство науки).
· Является результатом построения коллективного или индивидуального субъекта.
· Может быть присвоено другим субъектом и приобретать тот или иной личностный смысл.
5. В содержание любого текста могут входить различные ментальные пространства, которые расслаивают текст на относительно самостоятельные смысловые области. Понимание такого текста выступает как развертка вложенных друг в друга ментальных пространств.