1. Любое высказывание имеет два аспекта:
· План выражения – совокупность знаков, образующих по правилам грамматики целостный сложный знак – слово, предложение, текст.
· План содержания – та смысловая (семантическая) конструкция, которую порождает, воспроизводит субъект с помощью данного ему плана выражения (значение).
2. Значение представляет собой сложную многокомпонентную структуру, состоящую из семантических единиц. Все множество значений можно описать с помощью ограниченного набора семантических множителей – сем, которые объединяются в более сложные единицы значения – семантемы, значения слов, предложений, текста.
3. План выражения и план содержания полностью не изоморфны друг другу:
· Одна корневая морфема может содержать несколько различных сем (значение слова «бор» включает набор сем: «большой»+«густой»+«хвойный лес»).
· Одна и та же сема может содержаться в различных корневых морфемах.
4. Значение слов, предложений обладает иерархической организацией и включает:
|
|
· Архисемы – общие семы родового значения (в слове «пришел» – архисема «движение»).
· Дифференциальные семы видового значения (в слове «пришел» – «приближение»).
· Потенциальные (ассоциативные) семы, отражающие побочные, латентные признаки обозначаемого объекта («быстрота» для слова «молния»).
5. Актуализация семантических признаков высказывания требует ограничения, т.к. слова, входящие в определенное предложение, как правило, имеют несколько возможных значений. Такое ограничение подчиняется:
· Закону семантического согласования: выбирается такое осмысление данного предложения, при котором повторяемость семантических элементов в словах достигает максимума.
· Принципу заполнения глубинных семантических ролей («семантических мест»), которые отражают глубинные синтаксические отношения и выступают операторами (эвристиками), суживающими возможные виртуальные компоненты значений слов, входящих в предложение.
Принцип Хольта число семантических компонентов, входящих в план содержания некоторого знака, определяется набором грамматических противопоставлений, в которые включается этот знак.
Примеры:
Мужчина | Женщина | Ребенок |
Бык | Корова | Теленок |
Петух | Курица | Цыпленок |
Жеребец | Кобыла | Жеребенок |
· Три ряда слов имеют набор общих дихотомически противопоставляемых признаков, обеспечивающих как объединение, так и разделение значений слов в разные группы: взрослость, половая принадлежность, и т. д.
· Значение каждого слова и представляет собой синтез таких противопоставленных семантических признаков (женщина: одушевленность, женская особь, взрослый, человеческое существо).
|
|
3.4. Теория субъективной семантики (фиксирования индивидуальных предметных значений в коннотативных формах). Е.Ю. Артемьева
1. Любую психическую деятельность следует рассматривать как единство функциональных (набор операций в широком смысле) и содержательных (набор операндов) структур.
2. Смыслы (субъективные семантики) представляют собой следы взаимодействий субъекта с предметами и явлениями, зафиксированные в форме эмоционально-оценочных отношений к ним.
3. Существует единый амодальный механизм семантической фиксации и семантического атрибутирования (приписывания) определенных смысловых характеристик предметам и явлениям, воспринимаемых в различных модальностях. При этом:
· Существует множество частных семантик в различных модальностях восприятия: цветовых, вкусовых, звуковых оттенков; в восприятии человека человеком и т.д.
· Существуют механизмы межмодального переноса семантических значений.
4. При встрече с объектом восприятие объектов складывается из двух стадий:
· Стадия смысловой семантической идентификации объекта («первовидение», «первовосприятие»), которая определяет настройку сенсорной и перцептивной системы.
· Стадия собственно перцептивного анализа.