Количественное и длительностное моделирование

Мета-модель:

Точное и однозначное указание количественных и длительностных характеристик информации. «Он опоздал два раза на работу в течении недели». «Треть аудитории разговаривала во время лекции». «Два или три раза он обманул меня».

Милтон-модель:

Милтон-моделирование количественных характеристик путём использования генерализованных слов: все, каждый, никто, никого и т.п. «Никто не слушал лекцию». Аналогично с длительностными параметрами процесса: всегда, никогда, всё время. «Он всегда опаздывает».

«Он никогда не говорит правду». «Всё время с этим сталкиваешься». Слушатель в таких условиях не может адекватно и однозначно представить себе реальный процесс, что порождает возможность для пере- или недооценки важности информации.

1.1.7. Использование модальных семантических операторов возможности и долженствования.

Мета-модель:

Мета-модельная расшифровка модальных операторов проводится для аналогового выяснения реальных результатов (позитивных или негативных) или причин (действия или недействия), что в значительной степени меняет субъективное состояние делающего и изменяет вероятность выполнения указанного действия. «Я не могу взяться за диссертацию! (А что мешает?) Нет чистой писчей бумаги…» (В корне меняется оценка опасности и причина недействия, связанная не с отсутствием необходимых данных, как могло быть сконструировано в аналоговом понимании слушателя, а всего лишь с техническими вопросами. Аналоговое осознание этого самим человеком приводит к формированию программы исключения причины). «Я должен зайти к этому человеку Х. (А что если не зайдёшь?). Мне не принесут ту видеокассету. ((И что, если не принесут?). Действительно, возьму у соседей другую, у них есть подобный фильм. А что, правда, я связался с Х?». (Часто человек сам себя гипнотизирует словами «должен», не доводя до аналогового понимания реальной опасности, при этом мозг не имея аналогового представления опасности переоценивает её – возникает фрустирующее субъективное ощущение безысходности).

Милтон-модель:

Формирование высказываний по принципу ИНТ с использованием модальных операторов «должен» и «можешь» без расшифровки причин и последствий. «Мы должны зайти к Х». «Я не могу взяться за диссертацию». Если при этом даже появляется необходимость расшифровки причин и последствий, то они предлагаются в милтон-модельной форме. «Должен, иначе будет плохо». «Так надо». «Так принято». «Многое мешает сесть за диссертацию». «Почему-то не могу». «Это всегда со мной так». Часто использование модального приёма «должен» формирует изменённое состояние личности и общества (как пример – результат воздействия на человека длительной военной службы), признаками которой являются безынициативность, конформизм, закомплексованность, подавленность, страх наказания и пр. «Должен» - модальность была признаком нашего общества в течение длительного периода времени. Модальный оператор «можешь» с предъявлением реальной «стоимости» выбора (при предоставлении возможности всех выборов) подразумевает свободную реализацию и формирует другое состояние индивидуального и общественного сознания. В значительной степени заданный девиз «Hava a choice» отражает такое состояние общества.

1.1.8. Моделирование качественной выраженности с помощью сравнительных степеней прилагательных.

Мета-модель:

Точное количественное указание различий, высказанных в качественной форме с предъявлением объекта сравнения. «Он работает лучше… (Кого именно и насколько?) Х, производя при том же качестве на 6 деталей в день больше».

Милтон-модель: Уверенное употребление качественных ИНТ – сравнений приводит к иллюзии качественного, коренного отличия объекта обсуждения от остальных. Реальная аналоговая оценка (в количественной форме) может разрушить эту иллюзию. Слушатель как бы абсолютизирует принципиальную разницу, далее считая различие качественным, хотя сам и не имеет для этого оснований. Приём часто используется в рекламе. Универсальное торговое предложение фирмы «BIC», используя игру слов «big» (большой и «BIC» (логотип фирмы) формирует именно такой имидж: «FEEL THE BIC DIFFERENCE» («Почувствуете большое отличие»). Фраза понимается двояко: хотя речь идёт об отличии ощущений до и после бритья станком этой фирмы, второй смысл этого универсального торгового предложения – почувствуете большое отличие нашей бритвы от бритв наших конкурентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: