Обозначение характеристик прагматического контекста в отношениях между участниками

Мета-модель:

Реальное описание контекста и отношений с обеспечением возможности соответствующей оценки своего авторитета.

«Я – врач, из истории болезни знаю о Вас Х».

Милтон-модель:

Неопределённая подача контекста и искуственное формирование специфической авторитарности.

А. «ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ».

Использование высказываний, подразумевающих, что Вы знаете всё о привычках и внутренних переживаниях партнёра.

«Вы, возможно, удивитесь тому, что я сейчас скажу». «Эти слова, конечно, вызовут у Вас интерес». «Я знаю, что Вы любопытны». «Знаю, что Вы умеете хорошо это делать».

Б. «ПРОПУСК УСЛОВИЯ».

Использование оценочного суждения в виде пресуппозиции без указания причины данного утверждения.

«Хорошо, что Вы знаете цель моей специальной миссии.».

В. «ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (СВЯЗЫВАНИЕ)».

Объединение по причинно-следственной связи явлений, в сущности не имеющих отношения друг к другу. Это формирует впечатление большей осведомленности говорящего.

«Вы слушаете меня и начинаете задумываться о …».

Г. «ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРИТАРНОСТИ МЕТОДОМ КАВЫЧЕК»

Рассказ или упоминание о случае, где Вы продемонстрировали эрудицию, логический аппарат, или были в непосредственно близком контакте с авторитетной для собеседника личностью.

«И я сказал ему: «Ведь в этой формуле не пятая, а шестая степень аргумента!». «Хорошо, что зашёл на чай Ив. Ив., он то и помог нам решить эту задачу». «И тогда я позвонил, ну, сами знаете кому».

Д. «ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРИТАРНОСТИ МЕТОДОМ НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ УСТАНОВКИ».

Предлагая человеку сделать какое-либо действие, можно в языке ИВТ дать точную инструкцию и объяснить цель и результат – это сделает действие более осмысленным и целенаправленным. Можно на языке ИВТ дать установку делать какое-то действие (или подумать о чём-то) со словами: «И когда ты это сделаешь, ты осознаешь что-то очень важное». Когда человек сделает это и сконструирует некую мысль, сказать: Нет, это ещё не то, что я хотел бы, чтобы ты вынес из этого опыта…» и так несколько раз. Наконец можно ответить: «Я знал, что в конце-концов ты до этого дойдёшь!». При этом совершенно не важно, что именно говорил человек. Он уйдёт с мыслью: «Какой мудрый человек».

Е. «ДРУГИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОРИТАРНОСТИ».

Формирование авторитарности методами труизмов, пресуппозиций, наводящих вопросов, противоположностей, всех выборов, ложных выборов, метафоризаций и уверенным нарушением речевых постулатов (см. далее).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: