Мета-модель:
Реальное описание контекста и отношений с обеспечением возможности соответствующей оценки своего авторитета.
«Я – врач, из истории болезни знаю о Вас Х».
Милтон-модель:
Неопределённая подача контекста и искуственное формирование специфической авторитарности.
А. «ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ».
Использование высказываний, подразумевающих, что Вы знаете всё о привычках и внутренних переживаниях партнёра.
«Вы, возможно, удивитесь тому, что я сейчас скажу». «Эти слова, конечно, вызовут у Вас интерес». «Я знаю, что Вы любопытны». «Знаю, что Вы умеете хорошо это делать».
Б. «ПРОПУСК УСЛОВИЯ».
Использование оценочного суждения в виде пресуппозиции без указания причины данного утверждения.
«Хорошо, что Вы знаете цель моей специальной миссии.».
В. «ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (СВЯЗЫВАНИЕ)».
Объединение по причинно-следственной связи явлений, в сущности не имеющих отношения друг к другу. Это формирует впечатление большей осведомленности говорящего.
«Вы слушаете меня и начинаете задумываться о …».
|
|
Г. «ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРИТАРНОСТИ МЕТОДОМ КАВЫЧЕК»
Рассказ или упоминание о случае, где Вы продемонстрировали эрудицию, логический аппарат, или были в непосредственно близком контакте с авторитетной для собеседника личностью.
«И я сказал ему: «Ведь в этой формуле не пятая, а шестая степень аргумента!». «Хорошо, что зашёл на чай Ив. Ив., он то и помог нам решить эту задачу». «И тогда я позвонил, ну, сами знаете кому».
Д. «ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРИТАРНОСТИ МЕТОДОМ НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ УСТАНОВКИ».
Предлагая человеку сделать какое-либо действие, можно в языке ИВТ дать точную инструкцию и объяснить цель и результат – это сделает действие более осмысленным и целенаправленным. Можно на языке ИВТ дать установку делать какое-то действие (или подумать о чём-то) со словами: «И когда ты это сделаешь, ты осознаешь что-то очень важное». Когда человек сделает это и сконструирует некую мысль, сказать: Нет, это ещё не то, что я хотел бы, чтобы ты вынес из этого опыта…» и так несколько раз. Наконец можно ответить: «Я знал, что в конце-концов ты до этого дойдёшь!». При этом совершенно не важно, что именно говорил человек. Он уйдёт с мыслью: «Какой мудрый человек».
Е. «ДРУГИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОРИТАРНОСТИ».
Формирование авторитарности методами труизмов, пресуппозиций, наводящих вопросов, противоположностей, всех выборов, ложных выборов, метафоризаций и уверенным нарушением речевых постулатов (см. далее).