Скриботерапия, как форма дистантного консультирования

В современной психологии существуют различные термины обозначающие работу с письмами и психологический анализ текстов — «психотерапевтическое письмо» или «психотерапевтическая переписка», «письменная психологическая помощь», «те­рапия домашней перепиской с врачом» (М.Е. Бурно). В.Ю. Меновщиков предложил именовать данный вид психологической помощи «скриботерапия» (лат. scribio — «писать» и therapia — «лечение»).

Работу психолога с письмом можно разделить на два этапа:

1) психодиагностика;

2) консультативное воздействие.

Если сравнивать особенности психодиагностического этапа очного консультирования, консультирования на ТД и скриботерапии, то письмо хоть и уступает в плане информативности очному консультированию, все же предоставляет больший объем психо­диагностической информации по сравнению с телефонным консультированием. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В. и Зыкова М.Н. выделяют некоторые особенности диагностического этапа скриботерапии:

а) подробнейшее изло­жение жизни и переживаний клиента, истории той ситуации, которая стала причиной обращения за помощью, описание причин, мотивов, действий разных лиц и т. д. Нередко этот материал занимает несколько писем и раскрывает проблемы клиента и его личность больше, чем телефонный контакт или единич­ная очная консультация;

б) стиль изложения, характер построения фраз, само содержание письма позволяют не только разобраться в проблеме клиента, но и уловить явную психопатологическую симптоматику;

в) зачастую в письмах имеются прямые указания на предшествую­щую госпитализацию в психиатрические учреждения.

Кроме того, скриботерапия позволяет использовать традиционные психодиагностические приемы: когнитивные и проектив­ные техники, исследование продуктов творчества — ри­сунков, стихотворений, прозаических произведений кли­ентов. Могут подвергаться анализу и графи­ческие характеристики письма, такие как особенности почерка, в том числе не­ровность, разные размеры букв и т. п., дающие вспомо­гательную информацию об эмоциональном состоянии клиента, о некоторых его психических свойствах.

Активно используется в скриботерапии кон­тент-анализ. Так например уменьшение частоты встречаемости в тексте слов, описывающих негативные эмоции, проблемы личности и замена их на единицы положи­тельного плана, может косвенно свидетельствовать об эффективности скриботерапии.

Этап консультативного воздействия в скриботерапии также имеет свои особенности. Предостав­ление клиенту обратной связи дает подтверж­дение, что его поймут, разделят его неприятности и обсудят проблемы и т. п.. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. выделяют ряд приемов, которые использует консультант, да­вая клиенту обратную связь и осуществляя психологи­ческую поддержку:

1) Пересказ — письменное цитирование того, что было написа­но клиентом.

2) Уточнение — обращение к клиенту с просьбой что-то дополнить и разъяснить. Возможно использование вопросов метамодели типа: «как?», «что именно?» и т. п.

3) Дальнейшее развитие мысли собеседника — пись­менное изложение подтекста сообщенного клиентом (в рамках высказанного им смысла), выдвижение гипотез относительно причин произошедшего или дальнейшего хода событий. Например: «Возможно, в этом случае Вы сделаете...»

4) Сообщение о восприятии консультантом состо­яния клиента, отражение его чувств. Напри­мер: «Видимо, Вы этим очень огорчены».

5) Сообщение о восприятии консультантом самого себя и своих чувств в данной ситуации. Например: «Меня беспокоит, что мы с Вами...»

6) Замечания о ходе письменного диалога (при полу­чении повторных писем). Например: «Я думаю, что мы с Вами нашли ряд вариантов разрешения проблемы».

По большому счету, это те же приемы, что используются при очном консультировании или на телефоне доверия. Но их применение в скриботерапии имеет свою специфику. Например, при пересказе выби­раются лишь главные ключевые слова, фразы для выра­жения отношения консультанта к отдельным частям тек­ста. В работе с письмом клиента используется подчеркивание, выделение большими буквами, восклицательные знаки и т. п.

Консультативное письмо в отличии, например, от делового письма пишется только от руки — это делает кон­такт между клиентом и консультантом доверительным и близким. Особое внимание обращается на черновой вариант письма, который консультант может прочитать и внести необхо­димые коррективы. Черновик также дает возможность вспомнить уже написанное при получении повторного письма.

Использование скриботерапии чрезвычайно перс­пективно, так как расширяет круг оказываемой помо­щи, дает ряд новых диагностических и консультативных возможностей. Тем не менее скриботерапия как консуль­тативно-терапевтическая методика имеет ряд ограниче­ний:

1. Дистантность помощи во многих случаях затруд­няет диагностику, не позволяет опереться на невербаль­ные проявления клиента, увидеть неконгруэнтность по­ведения и вербальных сообщений.

2. При осуществлении переписки затрудняется реф­лексия консультантом своих собственных действий; ча­сто он остается вообще без какой-либо обратной связи со стороны клиента.

3. Известно, что многие невротические проявления требуют прямого психотерапевтического действия вра­ча или психолога.

Переписка во многих случаях может служить лишь начальным передаточным звеном к помощи непосредственной — к работе лицом к лицу.

Одной из современных разновидностей скриботерапии являетсякогнитивно-динамическая психотерапия, основанная на переписке по электронной почте (E-mail), разработана Ю. В. Кузнецовым в 2000 году (приложение 10).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: