В современной психологии существуют различные термины обозначающие работу с письмами и психологический анализ текстов — «психотерапевтическое письмо» или «психотерапевтическая переписка», «письменная психологическая помощь», «терапия домашней перепиской с врачом» (М.Е. Бурно). В.Ю. Меновщиков предложил именовать данный вид психологической помощи «скриботерапия» (лат. scribio — «писать» и therapia — «лечение»).
Работу психолога с письмом можно разделить на два этапа:
1) психодиагностика;
2) консультативное воздействие.
Если сравнивать особенности психодиагностического этапа очного консультирования, консультирования на ТД и скриботерапии, то письмо хоть и уступает в плане информативности очному консультированию, все же предоставляет больший объем психодиагностической информации по сравнению с телефонным консультированием. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В. и Зыкова М.Н. выделяют некоторые особенности диагностического этапа скриботерапии:
а) подробнейшее изложение жизни и переживаний клиента, истории той ситуации, которая стала причиной обращения за помощью, описание причин, мотивов, действий разных лиц и т. д. Нередко этот материал занимает несколько писем и раскрывает проблемы клиента и его личность больше, чем телефонный контакт или единичная очная консультация;
|
|
б) стиль изложения, характер построения фраз, само содержание письма позволяют не только разобраться в проблеме клиента, но и уловить явную психопатологическую симптоматику;
в) зачастую в письмах имеются прямые указания на предшествующую госпитализацию в психиатрические учреждения.
Кроме того, скриботерапия позволяет использовать традиционные психодиагностические приемы: когнитивные и проективные техники, исследование продуктов творчества — рисунков, стихотворений, прозаических произведений клиентов. Могут подвергаться анализу и графические характеристики письма, такие как особенности почерка, в том числе неровность, разные размеры букв и т. п., дающие вспомогательную информацию об эмоциональном состоянии клиента, о некоторых его психических свойствах.
Активно используется в скриботерапии контент-анализ. Так например уменьшение частоты встречаемости в тексте слов, описывающих негативные эмоции, проблемы личности и замена их на единицы положительного плана, может косвенно свидетельствовать об эффективности скриботерапии.
Этап консультативного воздействия в скриботерапии также имеет свои особенности. Предоставление клиенту обратной связи дает подтверждение, что его поймут, разделят его неприятности и обсудят проблемы и т. п.. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. выделяют ряд приемов, которые использует консультант, давая клиенту обратную связь и осуществляя психологическую поддержку:
|
|
1) Пересказ — письменное цитирование того, что было написано клиентом.
2) Уточнение — обращение к клиенту с просьбой что-то дополнить и разъяснить. Возможно использование вопросов метамодели типа: «как?», «что именно?» и т. п.
3) Дальнейшее развитие мысли собеседника — письменное изложение подтекста сообщенного клиентом (в рамках высказанного им смысла), выдвижение гипотез относительно причин произошедшего или дальнейшего хода событий. Например: «Возможно, в этом случае Вы сделаете...»
4) Сообщение о восприятии консультантом состояния клиента, отражение его чувств. Например: «Видимо, Вы этим очень огорчены».
5) Сообщение о восприятии консультантом самого себя и своих чувств в данной ситуации. Например: «Меня беспокоит, что мы с Вами...»
6) Замечания о ходе письменного диалога (при получении повторных писем). Например: «Я думаю, что мы с Вами нашли ряд вариантов разрешения проблемы».
По большому счету, это те же приемы, что используются при очном консультировании или на телефоне доверия. Но их применение в скриботерапии имеет свою специфику. Например, при пересказе выбираются лишь главные ключевые слова, фразы для выражения отношения консультанта к отдельным частям текста. В работе с письмом клиента используется подчеркивание, выделение большими буквами, восклицательные знаки и т. п.
Консультативное письмо в отличии, например, от делового письма пишется только от руки — это делает контакт между клиентом и консультантом доверительным и близким. Особое внимание обращается на черновой вариант письма, который консультант может прочитать и внести необходимые коррективы. Черновик также дает возможность вспомнить уже написанное при получении повторного письма.
Использование скриботерапии чрезвычайно перспективно, так как расширяет круг оказываемой помощи, дает ряд новых диагностических и консультативных возможностей. Тем не менее скриботерапия как консультативно-терапевтическая методика имеет ряд ограничений:
1. Дистантность помощи во многих случаях затрудняет диагностику, не позволяет опереться на невербальные проявления клиента, увидеть неконгруэнтность поведения и вербальных сообщений.
2. При осуществлении переписки затрудняется рефлексия консультантом своих собственных действий; часто он остается вообще без какой-либо обратной связи со стороны клиента.
3. Известно, что многие невротические проявления требуют прямого психотерапевтического действия врача или психолога.
Переписка во многих случаях может служить лишь начальным передаточным звеном к помощи непосредственной — к работе лицом к лицу.
Одной из современных разновидностей скриботерапии являетсякогнитивно-динамическая психотерапия, основанная на переписке по электронной почте (E-mail), разработана Ю. В. Кузнецовым в 2000 году (приложение 10).