Ролевые позиции консультанта телефона доверия

В процессе беседы консультант часто ТД выступает в какой-либо определенной роли, которая определяется, главным образом, ожиданиями клиента, мотивами его общения и содержанием проблем, а также зависит от характера разговора, возраста клиента и т.д.

Примерный перечень ролей, в которых может выступать консультант ТД, представляет собой следующее (Романова Е.С., 2001):

«Исповедник» - одна из наиболее адекватных задачам ТД ролей. Содержание беседы можно определить как принятие исповеди и не предполагает поиска каких-либо конструктивных шагов или решений. Беседа заканчивается, когда клиент чувствует, что он рассказал главное, что отягощало его душу, и с пониманием выслушан.

«Конфидент» - сниженный вариант «исповедника». В беседе речь идет о делах менее существенных. В обычной речи это обозначается словами: пошептаться, пооткровенничать. Доверенное лицо гарантирует тайну - можно сообщить жгучий секрет, свой или друга. Выступление в роли «конфидента» иногда предшествует переходу к более серьезному разговору после установления доверительных отношений.

«Консультант» - роль, в которой очень редко выступают волонтеры на Западе, где существует развитая система психологической и социальной помощи, и в которой часто приходится выступать российскому сотруднику ТД. На Западе ТД и ценят за то, что по нему можно поговорить не со специалистом, а с обычным человеком. В России же положение с психологической помощью похуже, и поэтому во многих случаях допускаются телефонные консультации по несложным проблемам и семейным конфликтам.

Во многих случаях консультации носят просветительский характер: разоблачение предрассудков, апелляция к научным данным и т.п.

«Генерал» - утрированный вариант «консультанта». Как правило, навязывается сотруднику ТД теми пациентами, у которых изначально очень высок авторитет ТД и которые домогаются конкретных советов. Один из мотивов - желание снять с себя ответственность за решение. Другой - получить поддержку внешнего авторитета: «Подействуйте на моего сына. Он прогуливает школу. Я дам ему сейчас трубку, и Вы скажите ему...».

Декларируется готовность скрупулезно следовать советам. Типичное высказывание: «Вы же психолог. Вы должны все знать». Быть «генералом» - значит множить число так называемых зависимых постоянных клиентов, людей преимущественно психастенического склада, либо нравственно незрелых. В роли «генерала» охотно видели бы консультанта ТД родители авторитарного склада, не дающие себе труда разобраться в жизненной ситуации своих детей-подростков. Роль «генерала» нельзя считать ролью, адекватной задачам Телефона доверия.

«Старший друг» - сродни «конфиденту», но отличается тем, что пациент ожидает активности консультанта, его советов. Они взывают к жизненному опыту консультанта: «Посоветуйте что-нибудь, ведь Вы уже через эти прошли», «Как бы Вы поступили на моем месте?» и т.п.

«Терапевт» - одна из адекватных ролей, если не забывать о пределах своей компетенции и ограничиваться рациональной психотерапией. «Просто поговорите со мной. Ваш голос меня успокаивает». В случаях, когда консультант имеет дело с собеседниками с психическими отклонениями, велика опасность развития зависимости от консультанта, перехода в категорию «постоянных, безнадежных».

«Информатор» - вполне адекватная задачам ТД в наших условиях роль. В перспективе возможно создание специализированных справочных служб.

«Простак» - чисто вспомогательная роль. Мыслимо использование в двух случаях: при розыгрышах безоговорочно принимается предложенная легенда и доводится до абсурда; в беседах с родителями, имеющими ригидные педагогические установки и не склонными обсуждать проблемы своих детей, а лишь требующими подтверждения своей безусловной правоты. «Простак» обезоруживает своей простотой агрессивно настроенного клиента, лишает удовольствия манипулятора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: