Основные задачи и тактика телефонного консультанта в общении с абонентом-суицидентом

Для телефонного консультанта важно определить, на какой стадии суицидальной активности находится абонент. Это в первую очередь связано с оценкой суицидального риска и возможностей оказания помощи. Период возникновения пассивных суицидальных мыслей до реализации самоубийства сильно варьируется по длительности и зависит как от психологических особенностей абонента, так и от наличия возможностей получения хотя бы минимальной поддержки со стороны ближайшего окружения. В службе ТД, как правило, консультант имеет дело с обращениями абонентов, которые уже думали или думают о самоубийстве. Исходя из этических принципов консультирования, любой суицидальный звонок следует воспринимать как призыв о помощи. Он свидетельствует о том, что человек испытывает амбивалентные переживания и не хочет совершить роковой шаг.Главная задача – удержать человека в живых, сделать все возможное, чтобы помочь ему найти в себе силы справиться с аутодеструктивными тенденциями.

Определение суицидального риска и степени летальности попытки являются важными условиями превенции самоубийства.

Суицидальный риск высок если:

1) существует конкретный детализированный план;

2) в данный момент имеется все необходимое для его реализации;

3) выбранный способ самоубийства обладает высокой степенью летальности – чем более травматичен способ, тем серьезнее суицидальный риск, например, падение с высоты, бросок под поезд или автомобиль, использование огнестрельного оружия и т.п.;

4) выполнена вся подготовительная работа (отданы долги, припасены похоронные принадлежности, написана предсмертная записка, где упоминается о формах страхования и (особенно!) отказе от имущества.

Также существует ряд других критериев, позволяющих оценить суицидальный риск:

5) пол: мужчины чаще кончают собой, хотя женщины чаще пытаются это делать;

6) возраст (к группам высокого риска относятся:

§ подростки,

§ мужчины 20-30 лет,

§ люди обоих полов старше 60 лет;

7) наличие ключевого стрессора (психотравмирующего события);

8) наличие изменений в поведении – к кризисной симптоматике относят:

§ депрессию,

§ чувство безнадежности и беспомощности,

§ тревожность,

§ апатию,

§ разочарование,

§ ярость,

§ гнев,

§ ожесточение.

Отягощающий фактор – алкоголизация или наркомания.

9) изоляция – эмоциональная или физическая: необходимо выяснить, есть ли у позвонившего кто-нибудь, кто может ослабить ощущение одиночества.

10) наличие внешнего социального окружения – если значимые другие знают о возможности суицида, но не предпринимают никаких усилий для его предотвращения (не вникают в личные обстоятельства, не верят заявлениям о намерении покончить с собой), риск является чрезвычайно высоким.

Беседу с потенциальным суицидентом целесообразно построить по следующему примерному плану:

1. Выразить свою заинтересованность личностью и судьбой собеседника.

2. Задавать вопросы в прямой, искренней и спокойной манере, используя технику «активного слушания».

3. Определить, насколько ясный образ будущего суицидального действия сформирован у собеседника:

§ имеется ли у него суицидальный план,

§ намечены ли у него время и место исполнения,

§ были ли суицидальные мысли и попытки в прошлом,

§ как он сам оценивает вероятность своего суицида.

4. Выяснить причины и условия формирования суицидальных намерений, однако, не принуждая собеседника говорить о них, если рассказ для него слишком болезнен.

5. Побудить его выразить свои чувства в связи с проблемной областью отношений.

6. Спросить, приходилось ли ему рассказывать кому-либо о том, что он говорит сейчас. Этот вопрос поможет подтолкнуть собеседника к мысли, что, возможно, главная его проблема в социальной (само-) изоляции.

7. Консультант должен быть готов к тому, он будет вовлечен (возможно, на длительное время) в психотерапевтическую работу с собеседником.

Чего не следует делать:

§ игнорировать предупреждающие знаки о суицидальной наклонности;

§ отвечать на заявления о суицидальных намерениях репликами типа: «Стоит ли говорить о вещах, которых все равно не совершите?». Подобные вопросы могут только заставить вашего собеседника пожалеть о том, что он воспользовался телефоном доверия;

§ отталкивать его, если он решит разделить с вами вои проблемы;

§ показывать, что вы шокированы заявлениями обратившегося;

§ преуменьшать боль, переживаемую человеком (важно показать, что вы это понимаете);

§ предлагать упрощенные решения типа «Все, что вам сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро вы почувствуете себя лучше».

§ вступать в дискуссию о допустимости самоубийства (сообщить только, что вы не хотите, чтобы люди уходили из жизни);

§ не предлагать того, чего не в состоянии гарантировать (например: «Конечно, твои друзья тебе помогут»).

§ обещать держать план суицида в секрете.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: