Сократический и дидактический диалог (когнитивное реструктурирование) включает в себя оспаривание и всестороннее рассмотрение необоснованных гипотез, которых клиенты придерживаются относительно себя, других людей и мира в целом. Психологи учат клиентов оспаривать собственные установки. Консультантам следует показать клиентам, как можно отличать иррациональные убеждения от рациональных. Консультанты также могут научить клиентов показывать самим себе, как иррациональные убеждения ведут к возникновению неадекватных чувств и формированию пагубного поведения, а рациональные убеждения — к достижению положительных результатов.
При этом используется научный спор (проверка сомнением)- главная когнитивная техника обсуждения.
Техника научного оспаривания. Необходимо требовать от клиентов использовать разум, логику и факты при защите своих иррациональных убеждений. Целью этого опроса является объяснение клиентам, почему их иррациональные убеждения не выдерживают критики. Ниже перечислены вопросы для обсуждения, которые консультанты должны задать клиентам, а клиенты — самим себе (эти вопросы излагаются от первого лица единственного числа, чтобы подчеркнуть, что РЭТ нацелено и на обучение навыкам самопомощи):
• «Какое иррациональное убеждение я хочу обсудить, и от какого иррационального убеждения я хочу отказаться?»
• «Могу ли я рационально защищать это убеждение?»
• «Какие существуют доказательства истинности этого убеждения?»
• «Какие существуют доказательства ошибочности этого убеждения?»
• «Почему это ужасно?»
• «Почему я не могу этого вынести?»
• «Каким образом это делает меня отвратительным (слабым) человеком?»
· «Стоит ли делать вывод о никчемности человека только по одному его поступку?»
· «Должен ли я это делать?»
· «Почему они обязаны делать именно так?»
· «Разве они обязаны любить меня?»
· «Разве мир всегда справедлив?»
• «Каким эффективным новым убеждением (философией) я могу заменить мое иррациональное убеждение?»
Желательный когнитивный результат обсуждения определенных иррациональных убеждений и их производных — это составление оптимального набора предпочтительных убеждений.
Приложение 6