Процентный состав газов в атмосфере всегда одинаков, а именно: 21% ‑ кислород, а остальное ‑ другие газы, в основном ‑ азот. Кислород необходим для поддержания жизни, а азот является нейтральным газом, который не имеет никаких полезных функций.
Гипоксия - (недостаток кислорода) возникает в результате отказа системы герметизации.
Даже в нормальных полетных условиях пассажиры с незначительной сердечной или легочной недостаточностью могут испытывать некоторый дискомфорт. Для оказания помощи таким пассажирам (компенсация гипоксии) на борту всегда имеется кислород.
Задача по оказанию доврачебной помощи состоит в том, чтобы: Спасти жизнь человека; Ограничить возможные последствия; Содействовать выздоровлению. |
Потеря работоспособности члена экипажа в полете.
В случае ранения или внезапного ухудшения состояния здоровья члена экипажа необходимо организовать оказание ему возможной медицинской помощи, принять решение в зависимости от обстановки о продолжении или прекращении полета и доложить об этом органу ОВД, осуществляющему непосредственное управление воздушным движением. Обязанности выбывшего члена экипажа по указанию командира воздушного судна выполняет другой член экипажа.
|
|
Потеря работоспособности членов кабинного экипажа может случиться на любом этапе полета и среди авиаспециалистов любых возрастных групп. Потеря работоспособности проявляется в различных формах – от неожиданной смерти до частичной потери умственных или физических возможностей членов кабинного экипажа. Частичная потеря работоспособности особенно опасна, так как трудно различима.
Выявление неспособности выполнять обязанности члена кабинного экипажа.
Ключом к распознаванию потери работоспособности является отсутствие ответа или реакции члена кабинного экипажа на стандартные команды или информацию, обращенные к нему.
Пилот, неспособный выполнять свои обязанности, должен быть отстранен от управления ВС, а его кресло должно быть отодвинуто назад и зафиксировано в этом положении, спинка кресла откинута в заднее положение, плечевые ремни должны быть зафиксированы. При потере работоспособности члена летного экипажа члены кабинного экипажа привлекаются для перемещения пилота и оказания ему помощи.
В экипаже, состоящем из двух пилотов при потере работоспособности одним из пилотов, член кабинного экипажа привлекается для чтения карты контрольной проверки.
Снижение (потеря) работоспособности членов кабинного экипажа происходит в результате действия многих факторов:
Утомление – проявлением утомления является нарушение пространственной ориентировки.
|
|
Профилактика утомления членов кабинного экипажа включает:
1. Рационализацию режимов труда, отдыха, питания, активный отдых, смену видов деятельности;
2. Повышение профессионального мастерства;
3. Физическую подготовку и тренировку организма;
4. Использование кислорода в длительных полетах, вдыхание чистого кислорода в течение 10 минут через каждые 2 часа полета и за 15 минут до снижения для захода на посадку;
5. Применение в полете естественных стимуляторов – кофе, чая, шоколада.
Высотная болезнь – патологическое состояние организма, возникающее при пониженном парциальном давлении кислорода, которое приводит к снижению и утрате работоспособности и нарушению уравновешивания организма с условиями внешней (газовой) среды.
Симптоматика чрезвычайно разнообразна и индивидуальна. Помимо тошноты, рвоты, желудочно-кишечных расстройств, высотная болезнь может проявляться и в ощущении тяжести в голове, головной боли, общей слабости, вялости, сонливости.
Профилактика и лечение:
1. Дыхание кислородом и рациональное использование кислородно-дыхательной аппаратуры;
2. Повышение высотной устойчивости членов кабинного экипажа, что достигается путем регулярных занятий физкультурой, туризмом;
3. Введение в рацион питания витаминов.
Воздушная болезнь (укачивание) – патологическое состояние организма, возникающее при длительном разнонаправленном перемещении тела человека в пространстве при болтанке.
Симптоматика – укачивание проявляется в виде головокружения, тяжести в голове, чувства повышения или понижения температуры тела, мышечной слабости, головной боли, повышенной потливости, тошноты, рвоты.
Профилактика и лечение:
1. Наземная тренировка на батутах;
2. Прием пищи перед полетами не позже, чем за 1,5-2часа;
3. Дыхание кислородом.
Баротравма среднего уха (БСУ) – состояние, которое возникает при несоответствии вентиляционной функции слуховой трубы изменению внешнего атмосферного давления. БСУ может возникать при сокрытии ими наличия воспалительных процессов в верхних дыхательных путях при прохождении предполетного медосмотра.
Симптоматика – чувство «заложенности» уха, понижение слуха, шум в ухе, головокружение, ощущение давления в ухе, переходящее в резкую боль, ощущение «переливания» жидкости в ухе при наклонах головы, тошнота при разрывах барабанной перепонки.
Профилактика и лечение:
1. Отказ от участия в полете до полного выздоровления;
2. Закапывание в нос сосудосуживающих капель перед полетом (нафтизин, галазолин, санорин и т.д.);
3. Глотательные движения (сразу после начала снижения ВС);
4. Сосание леденцов, использование жевательной резинки;
5. Интенсивное зевание;
6. Выдвигание вперед нижней челюсти;
7. Зажатие носа пальцами с попыткой выдоха.
Высотный метеоризм – патологическое состояние, развивающееся в желудочно-кишечном тракте вследствие влияния пониженного атмосферного давления. При скорости подъема 5 м/с и более высотный метеоризм в той или иной степени встречается практически у всех людей. Причиной высотного метеоризма является расширение газов, содержащихся в замкнутых и полузамкнутых полостях тела при подъеме на высоту.
Симптоматика – высотный метеоризм проявляется в виде болей в животе (от легких до очень сильных), которые могут закончиться обмороком.
Профилактика:
1. Герметизация кабин и поддержание в них давления, при котором объем газов увеличивается незначительно;
2. Соблюдение режима питания;
3. Ограничение питания продуктами, богатыми растительной клетчаткой;
ограничение приема газированных напитков, молока.