Кислород и организм

Процентный состав газов в атмосфере всегда одинаков, а именно: 21% ‑ кислород, а остальное ‑ другие газы, в основном ‑ азот. Кислород необходим для поддержания жизни, а азот является нейтральным газом, который не имеет никаких полезных функций.

Гипоксия - (недостаток кислорода) возникает в результате отказа системы герметизации.

Даже в нормальных полетных условиях пассажиры с незначительной сердечной или легочной недостаточностью могут испытывать некоторый дискомфорт. Для оказания помощи таким пассажирам (компенсация гипоксии) на борту всегда имеется кислород.

Задача по оказанию доврачебной помощи состоит в том, чтобы: Спасти жизнь человека; Ограничить возможные последствия; Содействовать выздоровлению.

Потеря работоспособности члена экипажа в полете.

В случае ранения или внезапного ухудшения состояния здоровья члена экипажа необходимо организовать оказание ему возможной медицинской помощи, принять решение в зависимости от обстановки о продолжении или прекращении полета и доложить об этом органу ОВД, осуществляющему непосредственное управление воздушным движением. Обязанности выбывшего члена экипажа по указанию командира воздушного судна выполняет другой член экипажа.

Потеря работоспособности членов кабинного экипажа может случиться на любом этапе полета и среди авиаспециалистов любых возрастных групп. Потеря работоспособности проявляется в различных формах – от неожиданной смерти до частичной потери умственных или физических возможностей членов кабинного экипажа. Частичная потеря работоспособности особенно опасна, так как трудно различима.

Выявление неспособности выполнять обязанности члена кабинного экипажа.

Ключом к распознаванию потери работоспособности является отсутствие ответа или реакции члена кабинного экипажа на стандартные команды или информацию, обращенные к нему.

Пилот, неспособный выполнять свои обязанности, должен быть отстранен от управления ВС, а его кресло должно быть отодвинуто назад и зафиксировано в этом положении, спинка кресла откинута в заднее положение, плечевые ремни должны быть зафиксированы. При потере работоспособности члена летного экипажа члены кабинного экипажа привлекаются для перемещения пилота и оказания ему помощи.

В экипаже, состоящем из двух пилотов при потере работоспособности одним из пилотов, член кабинного экипажа привлекается для чтения карты контрольной проверки.

Снижение (потеря) работоспособности членов кабинного экипажа происходит в результате действия многих факторов:

Утомление – проявлением утомления является нарушение пространственной ориентировки.

Профилактика утомления членов кабинного экипажа включает:

1. Рационализацию режимов труда, отдыха, питания, активный отдых, смену видов деятельности;

2. Повышение профессионального мастерства;

3. Физическую подготовку и тренировку организма;

4. Использование кислорода в длительных полетах, вдыхание чистого кислорода в течение 10 минут через каждые 2 часа полета и за 15 минут до снижения для захода на посадку;

5. Применение в полете естественных стимуляторов – кофе, чая, шоколада.

Высотная болезнь – патологическое состояние организма, возникающее при пониженном парциальном давлении кислорода, которое приводит к снижению и утрате работоспособности и нарушению уравновешивания организма с условиями внешней (газовой) среды.

Симптоматика чрезвычайно разнообразна и индивидуальна. Помимо тошноты, рвоты, желудочно-кишечных расстройств, высотная болезнь может проявляться и в ощущении тяжести в голове, головной боли, общей слабости, вялости, сонливости.

Профилактика и лечение:

1. Дыхание кислородом и рациональное использование кислородно-дыхательной аппаратуры;

2. Повышение высотной устойчивости членов кабинного экипажа, что достигается путем регулярных занятий физкультурой, туризмом;

3. Введение в рацион питания витаминов.

Воздушная болезнь (укачивание) – патологическое состояние организма, возникающее при длительном разнонаправленном перемещении тела человека в пространстве при болтанке.

Симптоматика – укачивание проявляется в виде головокружения, тяжести в голове, чувства повышения или понижения температуры тела, мышечной слабости, головной боли, повышенной потливости, тошноты, рвоты.

Профилактика и лечение:

1. Наземная тренировка на батутах;

2. Прием пищи перед полетами не позже, чем за 1,5-2часа;

3. Дыхание кислородом.

Баротравма среднего уха (БСУ) – состояние, которое возникает при несоответствии вентиляционной функции слуховой трубы изменению внешнего атмосферного давления. БСУ может возникать при сокрытии ими наличия воспалительных процессов в верхних дыхательных путях при прохождении предполетного медосмотра.

Симптоматика – чувство «заложенности» уха, понижение слуха, шум в ухе, головокружение, ощущение давления в ухе, переходящее в резкую боль, ощущение «переливания» жидкости в ухе при наклонах головы, тошнота при разрывах барабанной перепонки.

Профилактика и лечение:

1. Отказ от участия в полете до полного выздоровления;

2. Закапывание в нос сосудосуживающих капель перед полетом (нафтизин, галазолин, санорин и т.д.);

3. Глотательные движения (сразу после начала снижения ВС);

4. Сосание леденцов, использование жевательной резинки;

5. Интенсивное зевание;

6. Выдвигание вперед нижней челюсти;

7. Зажатие носа пальцами с попыткой выдоха.

Высотный метеоризм – патологическое состояние, развивающееся в желудочно-кишечном тракте вследствие влияния пониженного атмосферного давления. При скорости подъема 5 м/с и более высотный метеоризм в той или иной степени встречается практически у всех людей. Причиной высотного метеоризма является расширение газов, содержащихся в замкнутых и полузамкнутых полостях тела при подъеме на высоту.

Симптоматика – высотный метеоризм проявляется в виде болей в животе (от легких до очень сильных), которые могут закончиться обмороком.

Профилактика:

1. Герметизация кабин и поддержание в них давления, при котором объем газов увеличивается незначительно;

2. Соблюдение режима питания;

3. Ограничение питания продуктами, богатыми растительной клетчаткой;

ограничение приема газированных напитков, молока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: